Правительство утвердило положение, согласно которому помещение признается жилым или непригодным для проживания, а многоквартирный дом — аварийным и подлежащим сносу. Сегодня этот важный документ публикует «Российская газета».
Документ, прямо скажем, долгожданный. И вот почему. Новый Жилищный кодекс «подарил» жильцам-собственникам дополнительные права. В частности, сегодня им легче защищать свои интересы, если городские власти, к примеру, соберутся снести их дом. Они даже могут самостоятельно найти инвестора, готового их расселить, чтобы вместо старого ветхого здания построить на освободившейся территории что-нибудь новое.
Но это в теории. Потому что на практике до сих пор по-прежнему не было единого федерального документа, который бы детализировал эти нормы Жилищного кодекса.
А в регионах, понятно, вся нормативная база, имеющая отношение к ветхому, аварийному и подлежащему сносу жилью (как, впрочем, и нежилым зданиям) прозрачностью не отличалась. Ведь, с одной стороны, муниципалитетам было невыгодно, чтобы признать помещение нежилым, а дом, идущий под снос, было легко и просто. Потому что в этом случае нужно переселять жильцов, предоставлять им новые квартиры.
С другой стороны, прекрасно известно, что тем же властям крайне интересно иногда, чтобы старый, но крепкий еще дом оказался (на бумаге, конечно) в аварийном состоянии. Например, если этот дом находится в центре города или просто престижном, «дорогом» районе. Тогда жильцов подальше, а дом — инвестору под реконструкцию, а то и снос.
Конфликтам такого рода несть числа. Судебным процессам, соответственно, тоже. Но в выигрыше, как правило, оставались все-таки городские власти — зря, что ли, «мутили» с нормативной базой?
Для того чтобы местная власть не занималась «самодеятельностью», авторы нового жилищного законодательства предусмотрели, чтобы документ, в котором будет прописан порядок признания жилья годным или негодным для нормального пребывания жильцов, должен быть установлен на уровне федерального законодательства. Теперь такое положение появилось.
Некоторые требования в документе прописаны весьма конкретно: например, требование, чтобы при нормальной эксплуатации дома в холодное время года влажность в квартирах и коридорах не превышала 60 процентов, а температура отапливаемых помещений — не ниже 18 градусов. Чтобы дом был защищен от подтопления.
Детально составлен и раздел, в котором прописаны основания для признания помещения негодным для проживания или дома аварийным и подлежащим сносу. Правда, в этой части с четкими параметрами посложнее. И у властей и жильцов, к примеру, могут быть совершенно разные точки зрения на то: достиг физический износ здания «недопустимого уровня надежности» или нет.
Впрочем, в таких вопросах решающим остается порядок принятия подобных решений. А порядок этот, согласно документу, предусматривает создание комиссии на основании заявления собственника помещения или нанимателя, равно как и органов госконтроля. Главное, что даже коллегиальное решение должно быть подтверждено экспертными заключениями, чтобы обеспечить его максимальную объективность. И уже на основании выводов комиссии органы исполнительной власти региона или муниципалитет решают, считать помещение пригодным для жилья или нет.
Впрочем, как и обещал Жилищный кодекс, любое решение можно обжаловать в суде. Ну а достаточно ли детально и скрупулезно написано положение, чтобы на него можно было уверенно опереться при разрешении конфликтных ситуаций, выяснится уже довольно скоро.