К девяти месяцам ваш малыш уже научился хорошо ползать, самостоятельно и уверенно сидеть. Но это еще не все. Вы начинаете замечать, что он пытается стоять на коленках, держась за сетку манежа.
И вдруг, подтянувшись на своих маленьких, еще не окрепших ручонках, он встает. Если ребенка поддержать за руки, он попытается стоять без опоры, а в скором времени — сделать первые робкие мелкие шажки. Недалек тот час, когда он начнет бегать по квартире — будущий неугомонный непоседа...
Но не все так просто и быстро, как кажется на первый взгляд. Ребенку требуется, по крайней мере, полгода, чтобы перейти от хождения при поддержке взрослого или около опоры к уверенной самостоятельной ходьбе. Это период больших усилий вашего крохи, его бесконечных побед и поражений, время счастливых улыбок, а иногда— горьких слез обиды и разочарований.
Не так давно ребенок еще неуверенно держался на ножках, а теперь с величайшим рвением стремится ходить самостоятельно. А ведь это наука сложная, и главное в ней — уметь держать равновесие и уверенно передвигаться, что дается не без труда. И малышу не обойтись без вашей поддержки и терпения.
И все же именно терпения ой как не хватает! Нам, взрослым, хочется, чтобы сын или дочь как можно скорее начали ходить (как надоело целыми днями водить за руку!). И мы начинаем ставить опыты над собственным малышом, используя для ускорения этого процесса всевозможные механические приспособления и даже советы прапрабабушек (вроде «разрезать» руками между детскими коленками невидимые путы, «связывающие» ножки). А ведь природу-то обмануть невозможно.
Возраст, когда ребенок начинает делать первые несмелые шажки, определяет множество факторов. Первоначальные навыки ходьбы непрочны: если малыш только начинает ходить и в это время заболеет недели на две, то приобретенное умение утрачивается, и им приходится овладевать почти заново — возможно, только через два месяца он опять попробует пойти самостоятельно. А если ребенок упадет и сильно ударится после нескольких первых попыток ходить, то он может еще две-три недели бояться оторвать руки от опоры. Кроме того, развитие двигательных навыков зависит еще и от темперамента малыша, массы его тела, а также и от того, делали ли вы ему раньше систематический возрастной массаж, занимались ли гимнастикой, учили ли плавать, а также от ухода за ребенком — от соблюдения режима дня и питания.
Стоять с поддержкой ребенок обычно начинает между седьмым и девятым месяцем, а вот стоять самостоятельно и прочно он будет только в 9 — 12 месяцев, когда мышцы его ног уже привыкнут к новой нагрузке. Некоторые дети овладевают этим навыком немного раньше, некоторые — чуть позже, хотя осмотр у врача подтверждает, что они абсолютно здоровы и умственно полноценны. Просто обычно такие малыши очень уравновешены и спокойны по своему характеру, а может, чуточку упитаннее своих сверстников.
Научившись крепко стоять на ножках, через несколько недель ребенок уже будет двигаться вдоль перил манежа, сначала придерживаясь за них обеими руками, а потом — одной. В конце концов, ребенок неосознанно отпустит перила на несколько секунд — так он приучается ходить. Поэтому в семь — девять месяцев малыш еще может во время бодрствования находиться в манеже. Для поощрения его желания подняться на ножки подвесьте на перила манежа яркие игрушки разной формы, и часто меняйте их. Игрушек должно быть не более двух-трех, так как их большое количество быстро утомляет ребенка. А вот самостоятельно ходить детки, естественно, начинают уже после того, как научатся стоять, и в большинстве случаев это происходит где-то между годом и годом и тремя месяцами. Правда, не так уж мало детей делают свои первые шажки уже в восемь-девять месяцев, а некоторые умудряются порадовать своих родителей, бабушек и дедушек уже в семь месяцев. Но есть еще и малыши, не имеющие никаких физических недостатков и не страдающие серьезными заболеваниями, которые начинают ходить только в полтора года. И никакие ухищрения не заставят ваше дитя сделать это раньше положенного ему срока. Поэтому нет необходимости специально учить ребенка ходить. Когда он будет готов к этому, вы и заметить не успеете, как не в силах станет остановить его порыв.
Что же касается всяческих механических приспособлений... Они приучают малыша — в большинстве случаев — надеяться на постороннюю помощь. Даже если вы ими не пользуетесь, но изо дня в день водите за руки свое чадушко по квартире, ребенок, естественно, будет в неописуемом восторге. Малышу настолько понравится систематически находиться в подвешенном состоянии, что вы невольно окажетесь в очень непростом положении. Пока он держится за ваши руки — все в порядке: малыш спокоен и уверенно топает своими ножками. Но как только вы оставите его стоять самостоятельно, тут же заметите следующее: стоит ему остаться без поддержки, как он начинает возмущенно кричать и плакать, даже требовать, чтобы вы опять взяли его за руку: он боится ходить сам, так как не уверен в себе; и требует помощи ежечасно. А это уже проблема, решить которую намного сложнее, чем научить ходить. Так что лучше всего, если он сам постепенно обучится новому навыку.
Каталка, коляска — тоже не лучший вариант. Почему? Ребенку, только начавшему делать первые шаги, очень сложно приспособиться к их движению. Если этот предмет по инерции катится быстро, малыш просто не успевает за ним и падает. Мало того, центр тяжести в этом случае приходится на руки, а детская активность и внимание направлены на ход каталки или коляски, но только не на координацию движений ног. Конечно, в итоге малыш все же научится ходить, но этот процесс может несколько затянуться. При самостоятельном же обучении ходьбе малыш сам находит необходимую опору, будь то диван, стул или что-нибудь другое, и, к тому же, больше надеется на себя самого, чувствует себя увереннее.
Самое правильное — создать дома такие условия, при которых малышу будет предоставлена достаточная свобода действий. Прежде всего, ребенку в возрасте 9 — 12 месяцев необходимо выделить специальный уголок (5х3 м) или отдельную комнату, так как ограниченная площадь манежа уже не может удовлетворить его потребности в движении. Поэтому в манеже отныне оставляйте его не дольше, чем на 20— 30 минут. Обставьте детскую соответствующей мебелью таким образом, чтобы он мог опираться ручонками на различные предметы. Уберите в недоступное для малыша место бьющиеся и опасные для его здоровья предметы из других комнат, поставьте заграждения на окнах, специальные заглушки в розетках, выньте ключи из шкафов.
Постарайтесь как можно меньше опекать кроху — это его раздражает. Малышу необходимо чувствовать себя свободным и обрести уверенность в своих силах. Запреты в этом возрасте лучше свести к минимуму. Ребенок шлепнулся на ковер — не бегите к нему сломя голову каждый раз, как это случится. Пусть он все-таки постарается встать сам: усилия, которые он прилагает, кряхтя и хныча, чтобы подняться, служат своего рода гимнастикой, так как укрепляют мышцы рук и ног. Да и все эти падения, незначительные ушибы, ссадины и синячки, хотя и не безболезненные, все-таки обогащают детский жизненный опыт: ребенок научится обходить стороной те места, которые доставили ему столько неприятностей. Но если он все же больно ударился, приласкайте (но спокойно!), утешьте малыша, объясните, почему так случилось, чтобы он не испугался и снова пробовал ходить самостоятельно, и опять-таки: пусть он встанет сам.
Предоставляя ребенку определенную свободу, одновременно учите его, показывайте и объясняйте, как лучше выполнить то или иное движение, чтобы малыш не только повторил его за вами, но и запомнил. При этом не упрекайте за неловкость, тогда и успехи будут намного значительнее.
Не забывайте, что в жизни маленького человечка большое место занимает игра. Играя, ребенок воспринимает окружающий мир, перерабатывает свои впечатления и реагирует на них движениями, чувствами, речью. Через игру малыш познает окружающий мир, такой пока незнакомый и таинственный. Лучше всего у ребенка все получается, когда вместе с ним играете и вы, а он вам подражает.
Здесь тоже необходимо учитывать индивидуальные особенности детского характера. Если ребенок по своей натуре робок, неуверен в себе, его надо постоянно подбадривать, хвалить за успехи. Если же он уравновешен, спокоен, даже несколько вял и инертен, вовлекайте его в подвижную игру или придумывайте увлекательные ситуации.
Первый шаг для малыша — самый трудный. Помочь решиться его сделать — в ваших силах. Возьмите его за ручки, улыбнитесь, скажите несколько ласковых слов, посмотрите в его чистые глазенки: подготовьте его. Удостоверьтесь в том, что он крепко стоит на ножках, а потом отойдите на небольшое расстояние (для начала достаточно метра, чуть погодя — не более 3 — 5 м) и ласково позовите его к себе, показывая новую интересную игрушку.
Недоношенного ребенка насильно обучать стоять не надо, тем более — ходить. Такие дети догоняют в физическом и психомоторном развитии своих доношенных сверстников только через определенное время — в зависимости от степени недоношенности (на сколько недель он родился раньше), массы тела при рождении, а также состояния здоровья. После года недоношенный малыш может выполнять такие же физические нагрузки, как и доношенные дети этого возраста.
На улице, конечно, отпускать ребенка самого, особенно если рядом — проезжая часть, нельзя. Он еще не знаком с чувством опасности, поэтому во избежание несчастного случая надо, чтобы ребенок шел рядом с вами. В то же время, ни в коем случае не держите его за одну и ту же руку слишком долго — это может привести к искривлению позвоночника. Существует даже вероятность вывиха в локтевом суставе.
Постоянно пользоваться прогулочной коляской тоже нежелательно, так как она сильно ограничивает подвижность ребенка, а длительное в ней пребывание со временем приводит к деформации позвоночника и внутренних органов. Представьте себя на месте малыша, только начавшего ходить: движение — это новое, неизведанное для него ощущение, большая радость, которой вы его лишаете, насильно усадив в коляску. Для прогулок не менее важно также подобрать обувь. Она должна соответствовать размеру ноги: быть не слишком широкой или узкой, а достаточно просторной (но не настолько большой, чтобы ребенок в ней спотыкался и падал). Тогда пальцы ног не будут подгибаться, а вероятность развития деформации стопы сведется к минимуму. А ведь у малыша костная система еще недостаточно окрепла, ноги и так испытывают большую нагрузку. Обычно врачи рекомендуют покупать кожаную обувь с жестким задником и небольшим каблучком, которые хорошо фиксируют голеностопный сустав и дают возможность мускулам детских ножек активно работать.