Оскар — это не просто награда, а признание мирового кинематографического сообщества. Получить золотую статуэтку — мечта каждого актера, режиссера и кинематографиста. Но сколько же столь высоких наград выигрывала Россия за всю историю существования этой престижной кинопремии? В этой статье как раз и поговорим об этом.
На протяжении десятилетий несколько выдающихся лент, созданных советскими и российскими мастерами, удостоились престижной кинопремии «Оскар», оставив неизгладимый след в истории мирового кинематографа. Любители хороших фильмов должны попробовать свои силы и в такой карточной игре как покер, изучив комбинации в покере по старшинству, можно будет лишь с базовыми знаниями пытаться покорять MTT под очередной фильм или сериал.
Давайте перейдем непосредственно к перечню российских фильмов, которым удалось завоевать столь желанную статуэтку.
Разгром немецких войск под Москвой — 1942 год
Эта документальная лента рассказывает о героической обороне столицы и контрнаступлении Красной Армии. По приказу Сталина фильм снимался в кратчайшие сроки для развенчания мифа о непобедимости врага. Съемочной группе приходилось работать в ужасных условиях при морозе в -30, а также постоянном снегопаде.
Несмотря на суровые фронтовые условия съемок, в 1943 году картина была отмечена «Оскаром» как лучший документальный фильм.
Война и мир — 1965 год
Эпическая экранизация романа Льва Толстого режиссера Сергея Бондарчука поразила зрителей масштабностью и достоверностью. Это был самый высокобюджетный проект советского кино — для съемок батальных сцен использовались сотни орудий и тысячи единиц оружия.
Огромнейших вложений потребовали и декорации, воссоздать их было крайне сложно и дорого. Неудивительно, что беспрецедентная лента получила «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
Дерсу Узала — 1975 год
Философская драма японца Акиры Куросавы, снятая в СССР, стала для мэтра спасением от творческого кризиса. Режиссер оказался в западне после провала своего предыдущего фильма, не мог найти финансирование, снимал рекламу японского виски, чтобы просто заработать на жизнь. Все изменилось, после выхода его нового фильма.
Рассказ о путешествии этнографа Арсеньева и его дружбе с охотником Дерсу воплотил идеи гармонии человека и природы. Две статуэтки «Оскара» стали заслуженной наградой. Одна из них достались японской, а вторая советской стороне.
Душевная мелодрама Владимира Меньшова о «русской Золушке» покорила сердца миллионов. Тонкое чувство жизни и яркие характеры героев настолько впечатлили международных критиков, что в 1981 году фильм получил «Оскар» как лучшая лента на иностранном языке.
Фильм полюбился не только русскоязычной аудитории. Зарубежные критики также были в полном восторге. Интересно то, что саму статуэтку режиссер смог взять в руки только лишь в 1989 году, так как непосредственно на награждение Меньшова не выпустили из страны.
В этой драме Никита Михалков с поразительной достоверностью воссоздал жизнь комдива Красной Армии и его семьи. Съемочный процесс требовал невероятных усилий — имитировать жару +30 при морозе, воссоздать дворцовые интерьеры и пылающую Москву. Эта кинолента стала единственным российским фильмом после распада СССР, получившим главную кинопремию.
В 1999 году мультипликатор из Ярославля Александр Петров приобрел мировую известность благодаря анимационному фильму «Старик и море» по рассказу Хемингуэя. Авторская техника «ожившей живописи» с использованием масляных красок на стекле позволила создать 29 тысяч рисунков. Эта уникальная 20-минутная лента по итогу получила «Оскар» как лучший анимационный фильм.
Москва слезам не верит — 1979 год
Утомленные солнцем — 1994 год
Старик и море — 1999 год