Новая «Октавия» с кузовом хэтчбек дебютировала весной 2004 года. Создана на платформе «Гольф V». Осенью 2004-го появились полноприводные версии автомобиля и универсал. В России хэтчбек продается с ноября 2004 года, универсал — с мая 2005.
Двигатели: бензиновые 1,6 л (102 л.с.), 2,0 л FSI (150 л.с.); дизельные 1,9 л (105 л.с.) и 2,0 л (140 л.с.).
Коробки передач: 5- и 6-ступенчатые механические, 6-ступенчатая автоматическая и DSG.
Цена в России: $20 700—35 000.
Тестовый автомобиль: 2,0TDI, 140 л.с. в комплектации Classic с коробкой DSG, $32 000.
Гармонию мироздания то и дело нарушают законы «бутерброда», «вредности», «чизхолма» — называйте как угодно. Судите сами: в кои веки автор с коллегой выбрались в горы, рассчитывали на «Октавию-универсал», чтобы сложить туда лыжное снаряжение и сани. Мечтали подстраховать себя на горных дорогах всеми ведущими. Кстати сказать, даже в «обжитой» Европе в некоторые районы зимой разрешен въезд только на полноприводных автомобилях. И на тебе — в последний момент у «Шкоды» не оказалось под рукой ни универсалов, ни полноприводных машин. Предложили переднеприводный хэтчбек, вдобавок с не самым популярным в России дизельным двигателем.
По дороге в Альпы
Никаких сенсаций поездка не предвещала — я уступил коллеге руль и сел за штурмана. Уже смеркалось, предстояло проехать без малого пятьсот верст, в том числе по незнакомым, не самым широким, извилистым дорожкам западной Чехии и южной Германии.
В городе замечания коллеги о том, что нам попалась очень шустрая и приятная машинка, слушал вполуха и все его восторги относил на счет автоматической коробки передач, которая в мегаполисах имеет явное преимущество перед «механикой». По крайней мере, с точки зрения комфорта. Но вот когда «Октавия» стала выстреливать на подъемах, без малейших дерганий переходя с одной передачи на другую, тут-то квадратная рукоятка переключения не на шутку заинтриговала.
Высвеченная неярким салонным плафоном, на полированном металле набалдашника выступила надпись DSG. Вот тебе на! Ничто во внешнем облике «Октавии» не намекало на столь интересную комплектацию: 140-сильный двухлитровый 16-клапанный дизель и новейшая коробка с последовательным электронно-гидравлическим переключением. Подобную до этого ставили только на автомобили с выраженным спортивным оттенком, такие, как «Ауди-ТТ», например, и некоторые «фольксвагены». Даже шильдик на пятой двери замалчивал столь примечательный факт, ограничиваясь лаконичным «Octavia — TDI».
Прямой контакт
Прозрение наступило заполночь. Желание самому попробовать легендарную, пришедшую из автоспорта коробку прямого включения — Direktschaltgetriebe как рукой сняло сонливость. То, что дизельный 16-клапанный двигатель 2,0 л весьма тяговит и, пожалуй, лучший в наборе, предлагаемом «Шкодой», было известно. Куда интересней его сочетание с нетривиальным «автоматом», пришедшим из автоспорта и впервые опробованным еще двадцать лет назад на «Ауди-Спорт Кваттро S1».
Конструкция коробки DSG уже описана в ЗР. Это сложный агрегат, у которого в одном блоке два сцепления и собственно механическая коробка. Два сцепления позволяют одновременно включать две передачи, одна из которых непосредственно участвует в передаче крутящего момента, а другая — стоит, так сказать, на очереди и, как только получит сигнал, тут же подхватывает работу предыдущей. Через «освободившееся» сцепление занимает место в очереди последующая передача. И так до высшей — шестой. Когда шестая передает момент, пятая остается в зацеплении и ждет своего часа. Случись, дорога пойдет на подъем или потребуется интенсивный разгон, сцепление немедленно ее включит.
Работу агрегата DSG практически не отличить от привычной автоматической трансмиссии. Перед троганьем так же приходится давить на тормоз и переводить рычаг в одно из положений для движения вперед, назад, в спортивный или ручной режимы работы.
Какой режим вы бы предпочли ночью на незнакомой дороге? Правильно, я тоже выбрал «D» — драйв, чтобы не морочить голову и полностью сосредоточиться на дороге.
Машина трогается, едва убираю ногу с тормоза. О переключениях говорит стрелка тахометра, опадающая при переходе на повышенную передачу. Сам переход, который ничем другим себя не проявляет, и особенно его плавность оставили сильное впечатление. Показалось, будто меня подхватили и единым махом разогнали до 140 км/ч, вполне разумных на пустом автобане в ночное время. Теперь мой черед выразить восторг работой коробки и двухлитрового дизеля. В самом деле, альянс получился выдающийся. Я даже позабыл про полноприводный универсал, который нам так хотелось получить.
Прямое вмешательство
И все же работа DSG немного отличается от традиционных «автоматов». Связь двигателя с колесами получается более жесткой, нет никаких излишних пробуксовок и перегазовок. Существует возможность полностью подчинить «автомат» своей воле. Это режимы «спорт» — когда при разгоне двигатель будет раскручиваться до максимально возможных оборотов, и просто «ручной», при котором последовательно включаются передачи при нажатии рычага вперед — по восходящей или назад — по нисходящей. В сравнении с привычным «автоматом» такая трансмиссия выигрывает как в быстроте переключений, так и по экономии топлива. Впрочем, последний показатель во многом зависит от действий самого водителя.
Знакомство с быстрым дизельным хэтчбеком «Октавия» оказалось интересным и с другой точки зрения. Доподлинно выяснилось, что он не так уж много проигрывает универсалу по вместимости багажника и удобству размещения груза. Если сиденья не сложены, места в «вагоне» больше всего на 20 литров. Мы укладывали лыжи, палки, сани в багажник, откинув часть задней спинки, и спокойно путешествовали вчетвером. Возможно, с полноприводной трансмиссией мы забрались бы выше облаков.
В мире нет совершенства, но его отсутствие иногда идет на пользу делу. Иначе когда бы еще довелось испытать в деле коробку «прямого включения» и оценить удобства хэтчбека «Октавия». Тысяча километров, пройденных по горам, позволяет авторитетно утверждать, что автомобиль в такой комплектации если не идеален, то имеет массу неоспоримых достоинств.
Резюме
«Октавия» с двухлитровым дизелем и коробкой DSG — сочетание уверенности, спортивности и комфорта.
+ Отличные динамические характеристики, предсказуемость поведения на дороге, просторный салон, объемный багажник, богатые варианты комплектаций.
- Жесткие сиденья, не самый удобный доступ к нижнему ряду кнопок на центральной консоли.