Он родом из Франции, именуется «Рено Меган Классик» и вот-вот заявит о себе как об автомобиле, собранном в Москве.
Выбор кузова неслучаен — российский «Меган», скорее всего, станет машиной достаточно престижной, а седан выглядит все-таки представительнее, чем хэтчбек.
Присмотримся к нему внимательнее. Соображения типа «нравится-не нравится» отбросим сразу. Отметим только: дебютировавший в 1996 году «Меган Классик» стильной внешностью потягается и с ФИАТом, и с «Опелем», которые тоже претендуют на российское гражданство.
Не успев порадоваться за дизайнеров, вынуждены огорчиться за технологов: поверхности кузовных панелей не везде совпадают, да и зазоры неравномерны. На краске — легкая «шагрень», которая на дверных порогах местами становится похожей на наждачную бумагу.
Неужели все так плохо? «Нашим»-то машинам мы прощаем гораздо большее. Так ведь и платим за них вдвое-втрое меньше. А может, в стенах бывшего АЗЛК французскую машину станут собирать лучше, чем на «Рено»?
Заглянем под капот претендента. Емкость аккумулятора невелика (40 А.ч), расположен он неудобно — не придется ли со временем искать другое место для более мощной батареи? Это мы уже «проходили» на редакционном «Дэу Дамасе».
У двигателя, сдвинутого в глубь отсека (почти как на «Peugeot 406»), неплохие шансы отделаться легкими царапинами при лобовом ударе средней силы. А вот АБС и прочим «мозгам» при аварии не позавидуешь. Они расположены снаружи от лонжерона, в правом переднем углу кузова.
Вы любите свежий воздух, запах леса? Прекрасно. Значит, вам должен нравиться и каталитический нейтрализатор в выпускной системе. А что это вы «в лице переменившись»? Тетраэтилсвинец, говорите? Увы, пока нет гарантии, что на какой-нибудь колонке в бак не попадет «свинец». Хотя вероятнее всего «классики» осядут в крупных городах, где доступен неэтилированный бензин.
Багажник весьма просторен: 1070 мм в длину и 1100 мм в ширину в самой узкой части, между колесными арками. Спинку и подушку заднего сиденья можно складывать по частям (2:3) или полностью. В нише под полом — полноразмерное запасное колесо и большой удобный поддон для мелочевки.
Салон «Мегана» ощутимо просторнее, чем у многих одноклассников, включая законодателя мод «Фольксваген Гольф IV». На мягком заднем сиденье вполне комфортабельно усядутся три пассажира. При этом расстояние от их коленей до спинок передних сидений составит 5-10 см — куда уж больше! В качестве дополнительного оборудования предлагают не только подлокотник и подголовники, но и встроенное раскладывающееся детское сиденье.
Удобные передние кресла хорошо фиксируют тело, обеспечивая отличную боковую поддержку. Как и у большинства французских автомобилей, они достаточно мягкие. Да и подголовник отнюдь не похож на упертый в затылок кулак, как на «Опеле-Вектра».
В стандартной комплектации RTE все регулировки водительского кресла механические: продольная, по высоте, по углу наклона спинки и поясничного подпора. Человек ростом около 180 см, скорее всего, опустит кресло в нижнее положение. При этом над головой у него останется еще 10-12 см «воздуха». Под левой ступней предусмотрена удобная площадка, правое колено почти упирается в выступающий из рулевой колонки корпус замка зажигания. Педальный узел удобен, хотя мог бы быть и «просторнее».
Рычаг коробки очень четко фиксирует передачу. Кажется, достаточно его чуть подвинуть — сам «прыгает» в нужное положение. Однако поначалу вместо первой иногда включаешь третью — поперечные ходы рычага невелики, и к этому нужно привыкнуть.
Руль хорош, а его ступица столь компактна, что приходится удивляться, как там разместилась подушка безопасности. Кстати, подушка для пассажира — только как дополнительное оборудование. Размещают ее, жертвуя удобной полочкой для очков над небольшим «бардачком». На ступицу руля с традиционно французского места — торца левого подрулевого переключателя — перебрались и кнопки включения звукового сигнала.
Впрочем, на долю переключателей осталось еще немало функций: левый управляет «поворотниками», всем светом, передними и задними противотуманными фонарями, правый — стеклоочистителями с регулируемой паузой. Поначалу кажется, что переключатели несколько перегрузили, но через некоторое время замечаешь: руки сами уверенно управляются со всем этим хозяйством — настолько все логично.
Справа под рулем и выносной пульт управления магнитолой «Филипс-Рено» с шестью динамиками. Очень удобно: не надо снимать руку с руля и отрывать взгляд от дороги — все делается на ощупь.
На панели приборов — линейка пиктограмм, указатели уровня топлива и температуры двигателя, спидометр и тахометр. Кстати, электроника «деликатно» ограничивает обороты мотора 5800 об/мин. При включении зажигания срабатывает диагностика основных систем автомобиля и по мере их проверки гаснут пиктограммы. На цифровом одометре в первые секунды высвечивается уровень масла в двигателе — мелочь, а приятно.
Панель управления вентиляцией (между прочим, с шестискоростным вентилятором!) и отоплением расположена в нижней части выпуклой центральной консоли и «смотрит» не на водителя, а куда-то вниз. Еще ниже выдвигается пепельница, которая прячется обратно при попытке нажать на прикуриватель. В стандартную комплектацию входит «вежливый свет», медленно гаснущий после закрывания дверей, центральный замок с дистанционным управлением, электроприводы корректора фар, передних стекол и наружных зеркал (одной удобной вращающейся рукояткой). Чтобы поменять перегоревший предохранитель, не придется мокнуть под дождем рядом с открытой дверью, как на «Гольфе IV», или лезть под капот, как на «девятке». Блок предохранителей доступен прямо из салона — он расположен слева на передней панели.
Обзор из «Мегана Классик» неплох, но со своими особенностями — кромка капота не видна за его выпуклой средней частью. Достаточно тонкие передние стойки не мешают обзору в поворотах. Наружные зеркала удобны, левое имеет сферическую вставку. А вот сектор обзора через внутреннее зеркало несколько уже, чем это позволяет заднее стекло, и кромка багажника тоже не видна.
Ну а теперь пора опробовать «француза» на ходу. Звук работы мотора жестковат, в нем присутствуют «дизельные» нотки. Сцепление «берет» в самом конце немаленького хода, что поначалу заставляет лишний раз проверять, включена ли передача. На педалях ощущается какой-то неприятный зуд, словно они жестко прикреплены к работающему двигателю.
Девяноста лошадиных сил вполне достаточно для водителя, не избалованного мощными иномарками. Если же вы не понаслышке знаете, что такое, скажем, полторы сотни «лошадей» под капотом, то, скорее всего, будете разочарованы, отыграв у полуторалитрового VAZ 2110 три с половиной секунды в разгоне до «сотни». «Гонщикам» больше понравится двухлитровый стопятнадцатисильный «Классик» — он резвее «десятки» почти на пять секунд.
Педаль тормоза достаточно мягкая, а ее эффективность, похоже, растет по мере нажатия. Поэтому при торможении, чтобы не повиснуть на ремнях, надо очень точно дозировать усилия. АБС хороша — срабатывает вовремя и мягко, без «дроби» на педали и пугающего скрежета.
Гидроусилитель оставляет руль настолько «острым», насколько это нужно, чтобы чувствовать дорогу. Благодаря быстродействию усилителя даже при резком повороте не происходит скачкообразного возрастания усилия, как на иных моделях. Кроме того, если отпустить руль после поворота, он привычно вернется в нейтральное положение, чем похвастает не каждый конкурент.
Подвеска «Мегана» достаточно жесткая, хотя и не в той мере, как, скажем, у «ФИАТ-Мареа». Дефекты дорожного покрытия ощущаются весьма отчетливо. В движении слышны мотор и шины, аэродинамических же шумов практически не ощущаешь. На низких оборотах слегка «басит» выпускная система.
Ну а теперь позволим себе сделать некоторые обобщения. «Рено Меган Классик» явно не вершина мирового автомобилестроения — скорее всего, добротный середнячок. Но мы-то с вами порой считаем нормой то, что уже давно сгнило на автомобильных свалках Европы. Поэтому «француз» покажется нам, потенциальным покупателям, едва ли не гостем из будущего. И если его цена окажется в диапазоне $10-13 тыс., то «Меган Классик» может стать бестселлером российского автомобильного рынка. Во всяком случае, поначалу, пока не выяснится, насколько московская сборка смогла «улучшить» исходное качество «Рено».
Технические характеристики
- Общие данные: число мест — 5; снаряженная масса — 1075 (1105) кг; полная масса — 1645 (1675) кг; максимальная скорость — 184 (197) км/ч; время разгона с места до 100 км/ч — 11,5 (9,7) с; расход топлива в условном загородном и городском циклах — 5,9 (6,7); 9,6 (12,0) л/100 км; запас топлива — 60 л; топливо — неэтилированный бензин АИ-95.
- Размеры, мм: длина — 4400; ширина — 1699; высота — 1420; база — 2580; колея спереди/сзади — 1450/1422; дорожный просвет — 120; объем багажника — 510/1310 л; радиус поворота — 5,7 м.
- Двигатель: с распределенным электронным впрыском и двумя клапанами на цилиндр, четырехцилиндровый рядный, расположен спереди поперечно; рабочий объем — 1598 (1998) смз; диаметр цилиндра и ход поршня — 79,5х80,5 (82,7х93,0) мм; степень сжатия — 9,5 (9,7); мощность — 66 (83) кВт/90 (115) л. с. при 5000 (5400) об/мин; максимальный крутящий момент — 137 (168) Н.м при 4000 (4250) об/мин.
- Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач — механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I — 3,73 (3,09); II — 2,05 (1,86); III — 1,32; IV — 0,97; V — 0,79 (0,74); з. х. — 3,55; главная передача — 3,87 (4,06).
- Подвеска: со стабилизаторами поперечной устойчивости; передняя — типа «Мак-Ферсон», задняя — торсионная.
- Тормоза: гидравлические с вакуумным усилителем, передние — вентилируемые дисковые, задние — барабанные.
- Рулевое управление: реечное с гидроусилителем.
- Размер шин: 175/65R14. Примечание. В скобках данные с мотором 2 л.
+ Просторный салон, удобные сиденья, вместительный трансформируемый багажник, современная внешность, хороший гидроусилитель руля, «мягкая» АБС.
- Необходим неэтилированный бензин АИ-95, невысокое качество изготовления и подгонки кузовных панелей, а также окраски, маловат дорожный просвет, «зуд» на педалях.