Вы когда-нибудь замечали, что ваше чадо испытывает проблемы с обучением — никак не научится решать задачи, не понимает правила правописания, не может связно высказывать мысли, писать, читать, внимательно слушать? Мешают ли данные признаки процессу обучения и как сильно они проявляются? Может быть, малыш не может сконцентрировать внимание на какой-либо теме и поэтому со стороны кажется, что он все время витает в облаках?
Ваш ребенок не одинок в этом. От необучаемости страдают многие дети школьного возраста.
Ниже перечисляются признаки и описываются причины необучаемости ребенка.
1. Необучаемость как недуг
В большинстве случаев, признаки возникают в легкой форме. В связи с этим зачастую необучаемость удается определить лишь спустя некоторое время. У одних детей встречается несколько видов необучаемости, у других — один вид.
Как говорят психологи, существует немало причин появления необучаемости. Какие-то из них можно выявить, какие-то — нет. Порой нарушения связаны с неверным развитием головного мозга, которое объясняется генетическими факторами. Данное нарушение может вызвать употребление наркотиков или алкоголя при вынашивании крохи. Не надо исключать неблагоприятную экологическую среду.
2. Иные причины необучаемости
Перенесенные в детстве заболевания, травмы или несчастные случаи.
Преждевременные роды.
Расстройство нервной системы.
Запаздывание в развитии.
Перенесенное матерью при беременности заболевание или несчастный случай.
3. Диагностика необучаемости
В детском саду или школе может случиться ситуация, когда малыш должен следовать указаниям педагога. Порой он не понимает речь и письмо. Необучаемость становится явной, когда по мере взросления чада отставание не проходит. Существуют всевозможные способы диагностики каждой формы необучаемости.
4. Формы необучаемости
Нарушение языковых и речевых навыков. В большинстве случаев, дети «перерастают» его. Страдающие этим расстройством малыши отличаются следующим.
Ребенок понимает только маленький процент устной речи, не реагирует или неверно реагирует на услышанное (расстройство рецептивных функций).
Неверно называет предметы или неверно применяет слова, когда выражает мысли (нарушение речевых функций).
Неверно произносит звуки (нарушение артикуляции).
Нарушения, связанные с обучаемостью малыша. Ребенок намного медленнее своих ровесников учится читать, считать и писать.
Расстройство чтения или дислексия. Это проблемы, связанные с языком. Под этим понимаются затруднения в восприятии и произношении речи, в чтении. Появляется большой разрыв между действительными результатами обучения и учебным потенциалом.
Расстройство письма или дисграфия. Ребенок не осваивает элементарные правила правописания.
Расстройство счета или дискалькуляция. Ребенок не понимает математические правила или не справляется с задачами.
Расстройство общей моторики и координации движения. К примеру, малышу неудобно прыгать и бегать, трудно завязывать шнурки и застегивать пуговицы, писать, вырезать, раскрашивать картинку.
Невербальное расстройство. Малышу трудно осмысливать визуально-пространственную и невербальную информацию. Это влечет за собой ослабление зрительной памяти и математических способностей, проблемы с распознаванием образов, нарушения координации движений.
Расстройства внимания. Неспособность сосредотачивать внимание отрицательно воздействует на успеваемость ребенка и отвлекает его от занятий.
5. Как помочь?
Диагноз «необучаемость» не указывает на отсутствие умственных способностей чада. В принципе, в этом случае интеллект малыша может быть достаточно высоким. Он не отличается от других детей, просто не владеет некоторыми навыками.
При коррекции необучаемости медикаментозное лечение бесполезно. Ребенку может помочь только специальное обучение и родительское внимание. В некоторых школах есть особые программы обучения для необучаемых и плохообучаемых детей. Спустя некоторое время чадо сможет приобрести необходимые навыки, догнать сверстников и преодолеть свои недостатки.