Если любого парижанина спросить, какое самое страшное для автомобилиста место в столице, то каждый, не задумываясь, ответит: площадь Звезды. Ничего удивительного, ведь на круглую площадь диаметром в 120 метров, выходят двенадцать проспектов, а на площади нет ни одного светофора и даже регулировщика: каждый едет, как хочет. Столь оживленной она была не всегда. Напротив, ее отличительной чертой были спокойствие и умиротворение. Ведь на протяжении десятков лет площадь служила перекрестком пяти загородных дорог.
Появление этой площади не входило в градостроительные планы. Постройка дворца и сада Тюильри потребовала, чтобы королевская резиденция имела достойное обрамление. Работы были поручены Андре Ленотру, крупнейшему архитектору садов семнадцатого века. Он проложил до самого холма Шайо широкую променаду, названную проспектом Королевской Решетки (в 1694 году ее переименовали, и теперь нет человека, которому было бы незнакомо название проспекта: Елисейские поля). Ее завершала круглая площадь, от которой расходились пять дорог, благодаря чему она и получила название Звезды.
С архитектурной точки зрения ее даже нельзя было назвать площадью — скорее развилка. Таковой она оставалась до 1806 года.
Ставшему императором Наполеону I Париж виделся Третьим Римом. По приказу Бонапарта в городе, как грибы после дождя, вдруг возникли фонтаны, арки, колонны, «античные» храмы. На площади Звезды — в честь побед, одержанных французской армией, — было предписано возвести Триумфальную арку. Возле Лувра одна уже возводилась, но диктатор счел, что она недостаточно грандиозна и не может отразить всего величия империи, созданной маленьким капралом.
Наполеон не был первым, кто захотел украсить площадь Звезды внушительным монументом. Учитывая перспективу, открывающуюся с Елисейских полей, и возвышенность, на которой находится площадь, многие пытались использовать эти преимущества для осуществления своих проектов, подчас утопических.
Одним из первых был Эврар Тийон дю Тийе, музыкант и исследователь поэзии. Ему в 1723 году пришла мысль поставить на площади пятидесятиметровую пирамиду, которую венчала бы конная статуя Гения. Свой монумент он посвятил «Французскому Парнасу». Эскизы несостоявшегося проекта и по сей день хранятся в Национальной Библиотеке.
Полвека спустя Этьен Рибар де Шамус, инженер и академик из города Безье, отправил королю Людовику XV необычное предложение: установить на площади Звезды грандиозную статую в виде слона, в чреве которого, по его замыслу, разместятся театр, бальный зал, квартиры для почетных гостей столицы. На спине слона инженер-академик задумал поставить огромный трон, символизирующий королевскую власть. Из хобота слона должен был бить фонтан. Королю затея провинциала не понравилась, проект был отвергнут.
Революция свергла короля, и в 1798 году министром внутренних дел был объявлен конкурс на лучший монумент для площади Звезды. Всего на предложение министра последовало тринадцать ответов. Но внутренняя обстановка в стране не располагала к художественным конкурсам, и ни один из проектов не был по-настоящему рассмотрен.
Только в 1806 году новый проект триумфальной арки, на этот раз архитектора Шальгрена, начал воплощаться в жизнь. Работы продвигались медленно, и после долгих перепитий строительство закончилось в 1836 году. За истекшие годы во Франции несколько раз менялись режимы, Париж находился даже под оккупацией.
Окончательный вид площадь приобрела в 1854 году. Барон Оссманн, чтобы подчеркнуть внушительный вид арки и освободить пространство, проложил от площади еще несколько широчайших проспектов. Всего теперь их стало двенадцать. Самый помпезный — проспект Фош — имеет 120 метров ширины. Все проспекты, ведущие к Триумфальной арке, названы в честь маршалов Франции (Карно, Марсо, Ош) или в честь побед, одержанных французским оружием (Фридланд, Ваграм, Йена).
В центре круглой площади возвышается сама пятидесятиметровая арка, богато украшенная горельефами, самый знаменитый из них называется «Марсельеза». Вся внутренняя сторона арки испещрена надписями, здесь выгравированны имена всех генералов и маршалов, сражавшихся за Францию. Этих имен такое множество, что граверы часто ошибались в написании, иногда по ошибке вносили туда совсем не героев Франции, а напротив — ее противников.
По радиусу площади высажены три ряда деревьев, а за ними стоят совершенно одинаковые особняки, выстроенные по проекту архитектора Хиторффа. Они называются особняками Маршалов, хотя ни в одном из них ни один маршал никогда не жил и даже не останавливался.
С 1923 года под аркой, над могилой Неизвестного солдата, горит вечный огонь. Каждый год 14 июля президент Франции на площади Звезды (с 1970 года она официально называется площадью Шарля де Голля) принимает военный парад.