Коллективное восприятие опасности имеет свои правила и пути, следуя которым мы решаем, чего и как бояться. Мы предлагаем перечень и описание наиболее распространенных стереотипов, выявленных экспертами Гарвардского Центра Анализа Рисков\Harvard Center for Risk Analysis.
• Зачастую новые опасности значительно больше пугают людей, чем уже известные. Например, летом 1999 года США были напуганы сообщениями о новой смертельной болезни — западно-нильской лихорадки, переносимой комарами. Болезнь, вызываемая вирусом, убила несколько человек. Но по прошествии двух лет жители США свыклись с этой угрозой и сообщения о ней ушли с первых полос газет, несмотря на то, что риск заразиться этой болезнью и умереть от нее по-прежнему реален.
• Большинство людей менее боятся какой-либо реальной опасности, если соседство с ней сопряжено с получением неких дивидендов. Опасны большие города, потому что там выше преступность, хуже экология, чаще автомобильные аварии, но люди стремятся туда, потому что там жизнь кажется более интересной и потому что там можно найти работу. Опасность принятая, как сознательный выбор, не воспринимается так остро. Известно, что Калифорния исключительно сейсмоопасная зона, но при этом Сан-Франциско и Лос-Анджелес остаются одними из самых дорогих для жизни городов США.
• Большинство людей менее опасаются рисков, когда они чувствуют, что могут «регулировать» его, пусть даже это чувство обманчиво. Например, опасность дорожно-транспортного происшествия переживается не так остро, поскольку человек считает, что его аккуратное поведение на дороге позволит избежать такой опасности.
• Большинство людей меньше опасаются природных рисков, чем опасностей, исходящих от другого человека. Скажем, радиация связанная с радиоактивными отходами или сотовыми телефонами страшит человека больше, чем солнечная, при том, что опасность, связанная с солнечной радиацией не меньшая.
• Люди реже опасаются тех рисков, которые они сами сознательно выбирают, чем тех, которые исходят извне. Курильщики не столько боятся табачного дыма, сколько промышленного загрязнения воздуха.
• Люди больше боятся, когда существует угроза погибнуть каким-то ужасным образом, например, в результате нападения акулы. Сердечный приступ зачастую менее страшит человека, поскольку картина такой смерти не столь ужасает. Однако вероятность инфаркта значительна более велика, чем вероятность нападения акулы.
• Большинство людей менее страшатся опасностей, исходящих от мест, людей, властей, к которым у них есть доверие, и больше, к которым доверия нет.
• Человек более страшится опасности, актуализированной в данный период времени. Например, страх перед террористической атакой становится более обостренным, когда происходит подобное событие, или газеты начинают больше писать на эту тему. При этом, страх перед постоянными, но малоизвестными опасностями не так обострен, несмотря на то, что, например, уличные преступления совершаются намного чаще, чем террористические акты.
• Родители значительно более боятся тех опасностей, которые угрожают их детям, чем тех, которые угрожают им самим. Возможное наличие асбеста в стенах школы, где учится его ребенок, волнует родителя больше, чем асбест в стенах офиса, где работает он сам.
• Человек более страшится тех опасностей, которые напрямую угрожают ему, и не боится тех угроз, которые направлены против других. До террористических атак 11 сентября 2001 года американцы в значительно меньшей степени опасались терроризма, поскольку террористы были активны, в основном, за пределами США.