Наверняка каждому из нас в детстве родители, бабушки, учителя и другие взрослые говорили: «Надень шапку, менингит заработаешь!». Кто-то из нас пугался и бежал доставать из шкафа ненавистный головной убор, а кто-то самонадеянно говорил: «Мне это не грозит». Как бы там ни было, но своими словами наши родные проявляли свою заботу о нас.
Я же немного хочу сегодня поговорить о менингите. Нет, у меня и в мыслях не было читать нотации и давать советы.
Просто я хочу рассказать о том, с чем столкнулась я, а вы решите сами, носить вам головные уборы или нет.
В самом начале, пожалуй, хочу развеять некое заблуждение. Родители, говоря о том, что не надев шапку мы застудим голову, правы, но менингит можно заработать даже ходя в трёх шапках.
Менингит — воспаление мозговых оболочек. В первую очередь надо заметить, что это инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Вызывается различными микроорганизмами: менингококками, стафиллококами, вирусами, грибками, простейшими и др. В большинстве случаев заражение происходит от больных или бактерионосителей при разговоре, кашле, чихании, поцелуях. Чаще заражаются лица, болеющие катаром верхних дыхательных путей. Поэтому вспышки менингита нередко бывают сезонными — в зимние, весенние и осенние месяцы. Менингит возникает при ряде инфекционных болезней, возбудители которых передаются комарами и клещами. Также менингит может быть и осложнением воспаления среднего уха (отита), придаточных пазух носа, инфекционных заболеваний (например, кори, свинки, гриппа), туберкулёза и сифилиса. Дети болеют менингитом чаще взрослых.
Болезнь начинается с резкого ухудшения общего состояния, озноба, повышения температуры до 38—40°, многократной рвоты. Характерно, что рвота не связана с приемом пищи и после нее не бывает облегчения. Дети постарше жалуются на сильную головную боль, маленькие кричат от боли, становятся беспокойными. Постепенно это беспокойство сменяется вялостью, оглушенностью, помрачнением сознания. Больные плохо переносят внешние раздражители: яркий свет, громкий звук, шум, любые прикосновения, укрываются одеялом с головой. При тяжелом менингите больной лежит на боку, запрокинув голову, подтянув ноги. Мышцы шеи, спины, живота резко напряжены, в связи с чем наклонить голову больного к груди практически невозможно. Кожа бледная, губы и кожа вокруг них синюшные, дыхание учащено. Дети отказываются от еды, но зато много и часто пьют.
Однако не всегда менингит начинается и протекает так бурно. При вторичном менингите головная боль и ухудшение общего состояния нарастают медленно. В случае инфекционного заболевания, например туберкулёза, присоединившийся менингит проявляется только ухудшением общего состояния больного. Если менингит не распознан, и больной не получил необходимого лечения, состояние неуклонно ухудшается и развивается опасная картина тяжелого заболевания.
Больного с менингитом немедленно госпитализируют. В больнице обязательно исследуют цереброспинальную (спинномозговую) жидкость. Это имеет как диагностическое, так и лечебное значение: при исследовании состава цереброспинальной жидкости окончательно подтверждается диагноз менингита, а в результате ее извлечения снижается внутричерепное давление, быстро уменьшается или проходит головная боль, улучшается общее состояние, возвращается сознание, прекращается рвота. Предубеждение против поясничного прокола для исследования цереброспинальной жидкости ничем не оправдано. Промедлив с ним, можно упустить время для лечения и возможность быстро помочь больному. В некоторых случаях проколы целесообразно повторять, чтобы снижать внутричерепное давление и следить за составом цереброспинальной жидкости в ходе лечения или для введения лекарств непосредственно в межоболочное пространство. При своевременном лечении состояние больного улучшается уже на 3—4 день и в дальнейшем наступает полное выздоровление. Его показателем считается нормализация состава цереброспинальной жидкости. Иногда болезнь принимает затяжное течение и возможны осложнения — головные боли, косоглазие, тугоухость, судорожные припадки, водянка головного мозга. После болезни в течение двух — трех месяцев могут оставаться общая слабость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности. Дети в этот период плохо переносят школьные занятия и шумные игры.
При тяжелых инфекционных заболеваниях у ослабленных больных из-за интоксикации отмечаются явления менингизма — раздражения мозговых оболочек. Таким больным больно смотреть на свет, у них бывают головная боль и рвота, но поскольку настоящего воспаления оболочек мозга нет, цереброспинальная жидкость изменена, что и отличает менингит от явлений менингизма.
Профилактика распространения случаев менингита заключается в раннем выявлении и госпитализации заболевших. Если среди окружающих больного находят бактерионосителя, его изолируют от коллектива. Детей — носителей микроорганизмов, вызывающих менингококковую инфекцию, не пускают в детский сад и школу, пока при обследовании не убедятся, что носительства нет. Чтобы предупредить вторичный менингит, больные с хроническим воспалением среднего уха, придаточных пазух носа, туберкулёзом должны лечиться до полного выздоровления. Поскольку заболеванию менингита способствуют катары верхних дыхательных путей, большое значение в профилактике имеет закаливание организма.
Всё выше сказанное даёт представление о болезни, ее лечении и профилактике. Теперь мы знаем, что менингитом можно заболеть не только простудив голову гуляя без шапки, но и от уже больного человека. Это отнюдь не значит, что головные уборы можно не носить, ведь это не единственная болезнь, которую можно заработать таким образом. У меня, например, сейчас менингитом болеет друг, это на самом деле очень тяжелая и опасная болезнь, ничего из сказанного про неё не преувеличено. Очень трудно смотреть на дорогого тебе человека и понимать, что его будущее и даже сама жизнь уже не в его руках.