Вернуться к Статьи

Конкурс Peugeot: дизайнеры мира ответили на P.L.E.A.S.E.

Невезуха. Целых 153 проекта из России было отправлено на международный дизайнерский конкурс Peugeot. По количеству заявок наши были на пятом месте после Мексики (161), Турции (212), Франции (477) и Китая (525). Однако в результате только проекту москвича Игоря Ожиганова удалось встрять в тридцатку финалистов. Облом. Тем не менее, посмотрим работы победителей.

Concours de Design Peugeot был проведён в четвёртый раз (если помните, в предыдущем соревновании сезона 2004-2005 лучшим оказался португальский концепт — электромобиль Moovie). А последний конкурс стал рекордным по очень многим показателям. Например, по общему числу проектов — было подано 4029 заявок (3800 в прошлый раз). Участвовавшее в отборе онлайновое сообщество выросло вдвое и ныне насчитывает 34 тысячи членов. Ну и так далее.

Процесс определения победителей, проходивший с октября-2006 по февраль-2007, был трёхэтапным. Сначала сами дизайнеры Peugeot выбрали 30 проектов. Потом они их выставили на голосование в Интернет, чтобы выявить 10 финалистов. И, в конце концов, десятку пристально изучила судейская коллегия Peugeot и назвала победителя.

Стало быть, это французы из Peugeot забраковали 152 российских проекта, и они же допустили лишь Fantome Игоря Ожиганова в тридцатку. Правда, в том, что концепт Игоря из неё не выбрался, «виноваты» уже голосовавшие интернетчики. Обидно, досадно, но ладно.

Тема четвёртого конкурса была зашифрована в сочетании, подозрительно напоминающем слово «пожалуйста» по-английски — P.L.E.A.S.E. За данной аббревиатурой стоит «Удовольствие от лёгкости и эффективности, которое остаётся доступным благодаря простоте и безвредности для окружающей среды». Мудрёная тема, ничего не скажешь.

And the Winner Is... Румынский парнишка Михей Панайтеску (Mihai Panaitescu), самый молодой победитель за всю историю Concours de Design Peugeot — ему всего 20 лет! Машинка Михея называется Flux, что можно перевести как «Течение» или «Поток». Автор поясняет, что имя концепта говорит о непрерывных изменениях и течении нашей повседневной жизни. Поток, по идее, должен просматриваться и в линиях обвода кузова.

«Это относительно маленький автомобиль (3500 мм в длину и 1650 мм в ширину) работает на водородных топливных элементах, спрятанных в задней части машины, а баллон с водородом скрывается под капотом», — говорится в описании Flux.

Материальным вознаграждением Панайтеску будут 6 тысяч евро, а нематериальным то, что концепт будет построен как полномасштабный макет и показан на следующем Франкфуртском автошоу (IAA) в сентябре этого года. Кроме того, концепт Flux до начала 2008-го станет звездой одной из будущих игр для приставки Xbox 360.

27-летний бразилец Уисли Саикава (Wesley Saikawa) за второе место не получит от Peugeot ничего, кроме 3 тысяч евро. Что тоже неплохо. Награда нашла героя из-за концепта N Joy. Название хитрое: с одной стороны в нём читается «enjoy» («наслаждайся»), а с другой, «N» здесь обозначает природу (Nature), а «joy» — радость и счастье.

Форму машины дизайнер предлагает считать «органической», систему управления автомобилем «интеллектуальной», а внешний вид — «агрессивным».

Уисли говорит, что «вдохновлялся старыми болидами Формулы-1, чтобы дать водителю мощное ощущение движения автомобиля». Вместо колёс у этого автомобиля сферы, благодаря которым он — всенаправленный. В каждом колесе-сфере имеется по независимому электродвигателю. Постарался Саикава, яркая работа.

Третье место завоевал Густаво Ферреро (Gustavo Ferrero) из Венесуэлы с проектом гибридного Allscape. Это спортивный автомобиль нового поколения для фанатов экстрима, мощности, скорости и всего такого, но вместе с тем уважающих экологию и природу.

Концепт предлагается оснащать 2-литровым V4 на природном газе, а компанию двигателю с двойным турбонаддувом составят 4 электромотора в колёсах. То есть перед нами модный гибрид.

Приятно отметить, что, в отличие от большинства чисто дизайнерских работ, Allscape проработан и внутри: автор нарисовал каркас автомобиля, детали подвески и трансмиссии, в общем, заставил внешне симпатичный автомобиль ещё и «работать».

29-летний Ферреро представляет свой концепт как «новый способ видеть жизнь и приключение», с которым «наши отношения с этой планетой станут более радостными». На родину в Каракас Густаво привезёт в кошельке 2 тысячи полученных от Peugeot евро.

С пьедесталом почёта мы разобрались. Теперь заглянем к некоторым менее удачливым финалистам. Всех представить не сможем, поэтому выборку осуществляем проверенным методом тыка, стараясь попасть в экзотику. Тут нас встречает «Новичок» или «Детёныш» (Cub), придуманный в Китае дизайнером Ка Данем (Ka Dan).

Упомянуть эту тачку хочется по двум причинам: потому что 525-я заявка из Поднебесной пробилась-таки в топ-10, и потому что концепт поразительно напоминает электробритву.

У француза Давида Портела (David Portela) подход к дизайну автомобилей какой-то специфический — посмотрите его работы. Что бы он ни вытворял с машиной, в её облике непременно просматриваются броневики Первой мировой войны, детские игрушки и посуда.

На сей раз для Peugeot Портела нарисовал концепт HydroX — двухместную спортивную машину с четырьмя двигателями на водороде, находящимися опять же в колёсах. Давид пишет, что передал «кошачью подноготную марки». И что ему ответить на это?

Соотечественник победителя конкурса — румын по имени Манда и фамилии Киприан (Manda Ciprian) — утверждает, что в своей машинке рассадил пассажиров как в реактивном истребителе. В имени концепта Honey-B заложена примитивнейшая игра слов: honey bee — медоносная пчела — потеряла «ee и обрела дефис».

Зато пчелиная внешность сохранилась. Интересно придумана открывающаяся крыша, забавно выдвигаются наружу сиденья, внешность занятная в целом. А в остальном — всё как у всех: водород, электромоторы в колёсах и тому подобное.

Zippy надо упомянуть, так как это заявка из Грузии от Владимира Кобахидзе. А ещё потому, что никакой другой концепт на конкурсе до такой степени не похож на старинную карету. Разве что лошади не скачут впереди паровоза, а ржут в недрах электродвигателя.

А вот очень крутая заявка из Франции, от Ксавье Салерьо (Xavier Salerio). У его трицикла Windoz имеются крылья, сильно похожие на птичьи. Эти крылья складываются вдоль корпуса и нужны, естественно, не для полёта. А для чего?

Еле-еле разобрались в поэтическом описании, сочинённом Ксавье. Оказалось, что это — паруса! А если ветра нет, машинка полагается на солнечные батареи. Красота.

Cougar Concept — идея из Ирана, её автор Амин Даресоб (Amin Dahresobh). Ранее с иранским автомобильным дизайном нам сталкиваться не приходилось, а вот поди ж ты — он есть, и он очень даже ничего. Особенно эта прозрачная крышка удалась.

И последнее. Ян Хрбек (Jan Hrbek) из Чехии показал трёхколёсный Erectus. С латыни это слово переводится как «выпрямленный», однако автомобиль получился сплющенный, гляньте на овальные колёса. Причём сперва кажется, что сдавлены картинки, а не машина. Это ошибочное впечатление.

Справедливости ради скажем, что Erectus может соответствовать названию и выпрямляться, принимая почти вертикальное положение, по типу Toyota i-swing. Концепт представлен в двух версиях: о трёх и четырёх колёсах.

Ну вот. Финалистов, не попавших в наш обзор, вы можете изучить самостоятельно: 20 из них здесь, ещё семеро тут. Двое победителей здесь, Михей — здесь.

Пятому по счёту Concours de Design Peugeot — быть, и это всё, что сейчас можно о нём сказать. Впрочем, не всё. Поздравляем Игоря Ожиганова с успешным выступлением и надеемся, что в следующий раз российские дизайнеры всех порвут.