У него не было друзей. И другого интереса в жизни, кроме гонок и скорости. Он слишком быстро старел душой, потому что безостановочная гонка за призрачным идеалом опустошает. Его непредсказуемый характер и дикая тяга к постоянному самосовершенствованию сделали его одиноким...
Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года, недалеко от бразильского города Сан-Паулу, в обеспеченной семье Милтона де Сильвы, преуспевающего торговца автомобилями и итальянской эмигрантки Нейды Сенна из Неаполя.
В семье он был первым мальчиком и естественно сразу завоевал все отцовское внимание. В четыре года у де Сильвы младшего был уже и собственный карт с мотором в 1 л.с. от газонокосилки, и собственный картодром, построенный прямо на семейной ферме по распоряжению отца. Кроме того скоро у будущего чемпиона появился и личный гоночный менеджер — Армандо Ботелью. Отец явно рассчитывал вырастить чемпиона. Его прозорливости можно только позавидовать. В десять лет Айртон получил в подарок более мощный карт, но ему не позволили выступать в городских соревнованиях — там участвовали гонщики с 13 лет. Но ждать оставалось недолго, и в 1975 году он вышел на старт в своей первой гонки в Интерлагосе. Победа была почти гарантирована, ибо благодаря отцовскому бизнесу (комплектующие к автомобилям) сын имел в распоряжении лучшие шасси и лучшие моторы. В 1977 году он стал чемпионом Южной Америки по картингу в категории «100 куб.см.», а годом позже отправился в Европу.
Конечно, и в Америке были автогонки, но Европа была «Меккой» автоспорта. Сенна, с помощью своего менеджера, обратился на итальянский завод DAP в Mилане и заказал карт на новый сезон. По правилам он должен был сам оплатить участие в гонках. В том году Айртон закончил первенство лишь шестым. В 1979-м снова неудача, но главным образом из-за недостатка времени на тестирование и настройку машины. Теперь, достигнув двадцатилетия, он приблизился к верхушке мира картинга. Однако, отец, озабоченный образованием сына позвал его на родину и Айртон пошел в деловую школу в Сан-Пауло. Однако скоро Милтон де Сильва осознал свою ошибку. Другой жизни, кроме гонок для сына не существовало и весной 1981 года Сенна вернулся в Европу. Айртон поехал в Норфолк в надежде получить автомобиль «Формулы Форд 1600». И получил его в команде «Van Deiman», в значительной степени оплаченной его отцом. Свою первую гонку в новой команде Айртон закончил пятым, вторую — третьим.
А уже через неделю Сенна выиграл свою первую гонку — на мокрой трассе в Brands Hatch. Вскоре после того, как Деннис Рушен, босс Van Deiman, увидел победу Айртона под дождем он предложил ему контракт в 2000 фунтов на участие в гонках «Формула Форд 2000». В 1981 он выиграл еще трассы RAC и Townsend Thoresen. Кстати, именно Деннис Рушен назвал его, впервые «человеком дождя».
Ожидалось, что Айтрон будет выступать в «Формуле-3» в 1982 году, но он снова объявил, что возвращается в Бразилию. Несмотря на вереницу побед, он так и не смог найти спонсора, и в межсезонье — с октября 1981 до февраля 1982, Айртон работал на заводе отца в Бразилии. Сенна-старший согласился вкладывать капитал в карьеру сына, понимая, что это окупится сторицей и к началу гоночного сезона FF2000 Сенна снова вернулся в Англию. После небольшой практики, связанной с гладкими шинами и антикрыльями он установил рекорд круга. Тут же Toleman, McLaren, Williams и Lotus предложили ему контракты, но он отклонил их. Год закончился удачно — он стал чемпионом FF2000, а в ноябре уже тестировал болид Формулы-3.
Весь 1983 год Айртон провел в дуэлях с Мартином Брандлом в «Формуле-3». Он выиграл гонку в Thruxton и начал тестировать болид McLaren «Формулы-1». В конце сезона он подписал контракт с командой Toleman «Формулы-1» на 1984 год.
Вопрос: «Тогда в детстве и юности, гоняясь на картах, какую главную цель вы преследовали — просто участвовать в состязаниях или обязательно добиться победы?»
Айртон Сенна: «И тогда, и потом, выступая в Европе в гонках «Формулы Форд», «Формулы Форд-2000», «Формулы-3», стремился только к победе. Когда-то разбирая до последнего винтика и вновь собирая мотор моего карта, тщательно готовя его к соревнованиям, я думал только о ней. Теперь, усаживаясь за руль «Макларена» и по традиции бормоча про себя строчки из «Отче наш», мысленно настраиваю себя на борьбу за каждый метр сизого асфальта.»
Когда Дерек Уорвик перешел в «Рено», «Тоулмен» нанял Сенну. Для обеих сторон это был компромисс. Прославленные звезды были слишком дороги для небольшой независимой команды, а Сенна был уже достаточно известен. Его дебют в «Формуле-1» состоялся в 1984 году в Рио за рулем «Toleman TG 184B-Hart». В Бразилии он сошел, в Кьялами и Зольдере финишировал шестым.
...Шестой этап чемпионата мира-84, проходивший на улицах Монте-Карло, надолго запомнится всем. Невероятный ливень обрушился на разноцветную вереницу гоночных болидов. Из за большого скопления воды с трассы вылетели опытные Уорик, Лауда, Тамбэ, Мэнселл, Патрезе. Впереди осторожно, словно кошка, ощупывая в темноте незнакомую дорогу, буквально крался Прост. И тут журналисты в пресс-центре дружно бросились к экранам мониторов: в облаке водяной пыли от «Макларена» лидера показался бело-синий Тоулмен. Кто это? Номер девятнадцать, шлем традиционных бразильских цветов — это же Айртон Сенна! С неба продолжали низвергаться водопады дождя, а бразилец с каждым кругом все ближе подбирался к Просту. Он мчался будто посуху, совершенно не обращая внимания на буйство воды вокруг. И тем не менее не делал ошибок! Вот Сенна приблизился к «Макларену» и, после недолгой борьбы обойдя его, вышел в лидеры!
Но тут по пресс-центру пронесся вздох разочарования — оказывается, кругом раньше главный судья состязаний Жаки Икс дал указание вывесить красные флаги, сочтя невозможным продолжать гонку в таких условиях. Сенну лишили заслуженной победы (или возможности свернуть себе шею в одном из следующих поворотов), Прост получил за первое место лишь половину очков из-за того, что участники прошли менее двух третей дистанции. А Джеки Стюарт, наблюдавший гонку, произнес: «Сегодня мы видели будущего чемпиона мира — Айртона Сенну».
В дальнейшем сезон сложился не лучшим образом — громадное количество технических сходов и два третьих места — в Брэндс-Хэтчс и Эшториле. Уже в Зандвурте он подписал контракт с «Лотусом» на следующий, 1985 год. «Тоулмен» не позволил ему выйти на старт в Монце. В 1984 году у Сенны было несколько заметных гонок и вне «Формулы-1» — он выиграл «Гонку звезд» на Нюрбургринге, организованную «Мерседесом» для рекламы своей новой модели 190, и на том же Нюрбургринге вместе с Пескароло и Йоханссоном финишировал восьмым в «1000 км Нюрбургринга» на «Порше 956»
Пройдет несколько лет, и один из мэтров гоночной журналистики, австралиец Пол Третхарт, скажет: «Я много видел на своем веку пилотов. Но этот — особенный. И дело не только в том, что Сенна — водительский гений. Даже если бы он был средним гонщиком, знакомством с Айртоном я мог бы гордиться. Мягкий, умный, удивительно интеллигентный человек, с которым часами можно говорить о тысячах разных вещей, ни разу не коснувшись ни формулы 1, ни автоспорта вообще».
В 1985 году, в Эшториле состоялся первый поул Сенны. Снова был дождь, и к нему пришла первая победа. Середина сезона была отмечена серией сходов, но ближе к концу результаты опять стали расти: второе место в Австрии, третье в Голландии и Италии, первое в Спа, в 28 секундах впереди Мэнселла, второе на «Гран-при Европы», где первую победу в карьере одержал Мэнселл и первый титул чемпиона мира заработал Прост.
Коллегой по команде (и номинально первым номером) был Элио де Анджелис. Выходец из старинной дворянской семьи, очень симпатичный и доброжелательный, он сразу предложил новичку свою дружбу. И не встретил отказа. Но вскоре оказалось, что на трассе де Анджелис не намерен уступать вундеркинду из Южной Америки, и сезон они закончили почти вровень. Тогда-то мягкий, интеллигентный Сенна предложил менеджеру «Лотоса» Питеру Уорру подыскать на место итальянца пилота без больших амбиций. В противном случае Айртон обещал оставить команду.
Зимой в Лотосе появился шотландский аристократ Джонни Дамфриз. Ожидать от него побед в «Формуле-1» не могли даже самые отчаянные оптимисты среди британских болельщиков. Решение по выбору Дамфриза в качестве второго пилота принадлежало Сенне, бразилец не желал, чтобы энергия «Лотуса» делилась между двумя равноценными гонщиками. 1986 год начался вторым местом в Рио, а в Хересе он снова опередил Мэнселла и после гонки почти потерял сознание от обезвоживания. «Я быстро пришел в себя, — сказал он репортерам, — победа — лучшее лекарство для восстановления сил>. Третий в Монако, второй в Спа, пятый в Монреале, первый в Детройте, второй в Хоккснхайме и на Хунгароринге, четвертый в Эшториле, третий в Мехико — таков список, позволивший ему с 55 очками занять четвертое место в чемпионате мира. Дамфриз набрал всего три очка.
До окончания Гран-при Испании 1986 года оставалось несколько кругов. Чтобы сохранить шансы на чемпионское звание. Сенне необходимо было победить. А он шел лишь третьим, проигрывая в основном своим соперникам — Просту и Пике. Айртон предпринимал отчаянные попытки достать лидеров, все чаще рискуя сверх обычной для него меры. В конце концов на одном из поворотов он допустил микроскопическую неточность, и черный Лотос вылетел за пределы трассы. Мотор не заглох, и бразилец попытался вернуться на асфальт, но колеса бешено вращались на месте — машина прочно сидела на брюхе. Он отчаянными жестами призывал маршалов помочь ему выбраться на дорогу. Но те были невозмутимы — по правилам, если остановившийся автомобиль не служит препятствием другим гонщикам, никто не имеет права помогать ему сдвинуться с места. Наконец Сенна заглушил мотор, выбрался из кокпита и, подбежав к ближайшему судье, ударил его по лицу. Всеобщее возмущение на этот раз было велико. ФИСА пригрозила драчуну дисквалификацией, а Сенна со слезами на глазах уверял журналистов, что его попутал бес.
Уже в третий свой сезон в Ф1 Сенна стал одним из главных претендентов на высший титул. Чемпионы мира Пике и Прост и даже Мэнселл, для которого не существовало, кажется, никаких авторитетов, откровенно опасались первого номера Лотоса. Его уже начали называть бразильским волшебником...
Поставщиком моторов для «Лотоса» в 1987 году стала «Хонда» и, возможно, ни один другой моторостроитель не был так сильно мотивирован на успех, как японцы. Но все равно были проблемы. В Имоле типичный для «Хонды» повышенный расход топлива вынудил Сенну, экономя горючее, сдать позиции в тот момент, когда он шел вторым.
Сенна был энтузиастом автомобилей с активной подвеской, которые вновь появились в «Лотосе» после ухода равнодушного к ним Мэнселла. И компьютеризированная подвеска 99Т продемонстрировала колоссальный потенциал. Несмотря па уверенность в традиционных пружинных подвесках, с которыми он финишировал третьим в Хоккенхайме, Сенна доказал несомненные достоинства активных, финишировав первым на уличных трассах Монако и Детройта. В пользу последних говорило то, что гонщик меньше страдал от неровностей покрытия. Но в целом данные, полученные при их эксплуатации, пока не достаточно проанализированы.
Вплоть до гонки и Мехико Айртон имел шансы на титул, однако его финальные результаты 1987 года ограничились третьим местом в Сильверстоуне, вторым в Венгрии, пятым в Австрии, вторым в Монне. пятым в Хересе и вторым на Сузуке. В гонке за титулом он стал третьим, набран 57 очков.
Как и Фанхио, Айртон не страдал излишней сентиментальностью при выборе команды: это должна быть команда, способная обеспечить ему чемпионский титул. В 1988 году он перешел и «Макларен-Хонду» к Алену Просту Как и Пике двумя годами раньше, Сенна завязал прочные отношения с инженерами «Хонды», в результате чего Пике отправился в «Лотос» на замену Сенне. Для того чтобы понять подоплеку отношении двух бразильцев, нужно оглянуться на 1982 год, когда Сенна еще гонялся в «Формуле Форд 2000», а Пике уже был в «Формуле-1». Однажды в Зольдере Пике весьма пренебрежительно отозвался о своем младшем соотечественнике. да н позже неоднократно позволял себе унизительные замечания н адрес Сенны. Оскорбленный до крайней степени, Сенна поклялся превзойти Пике.
Дома, в Бразилии, на машине Сенны во время прогревочного круга отказала коробка передач. Он отчаянно жестикулировал, сигнализируя, что не может сдвинуться с места, и после повторного старта ушел на трассу на запасной машине. Но его дисквалифицировали — за то, что сменил машину после того. как уже был дан зеленый флаг к началу «Гран-при».
В Монако Сенна уверенно лидировал в течение 67 кругов, а затем на какое-то мгновение утратил концентрацию и въехал в ограждение прямо перед туннелем. Несмотря на незначительность инцидента. Сенна назвал его одним из ключевых в своей карьере, именно эта авария в Монако в 1988 году заставила его насторожиться, заново разбудила его религиозность. В квалификации он ехал так быстро, что ему показалось — он провалился в какую-то иную реальность. С этого момента все собственные успехи он связывал с верой во Всемогущего.
Постепенно разгоралось острое соперничество с партнером по команде — Простом. Сенна уступил французу в Мехико, затем выиграл у пего в Монреале н Детройте. В Сильверстоуне Прост с поврежденным сцеплением сошел в сложной дождевой гонке, за что был в пух и прах раскритикован французской прессой, и мало-помалу Сенна своими постоянными успехами начал задвигать его в тень. Сенна одержал четыре победы подряд — в Сильверстоуне, Хоккенхайме, Венгрии и Спа, и Прост признал, что бразилец достаточно силен для того, чтобы стать чемпионом мира. В Монце последовала нехарактерная для него грубая ошибка: Сенна лидировал, и победа в гонке была фактически у него в кармане, когда бразилец оказался жертвой своего уникального умения обгонять отставших — он столкнулся с замыкавшим караван Шлессором и вылетел с трассы.
Более драматической развязки, чем та, что случилась на Сузуке 30 октября 1988 года, представить себе трудно. McLaren стоявшего на «поуле» Сенны заглох. Каким-то усилием воли Айртон сдвинул с места груду красно-белого металла и, воспользовавшись тем, что стартовая прямая в Японии идет немного под уклон, заставил свой «движок» ожить. Со старта он ушел лишь 14-м, но еще до исхода 1-го круга был уже 8-м, на 2-м, пройдя Патрезе и Наннини, стал 6-м, на 3-м прошел Бутсена, на 4-м — Альборето, на 10-м — Бергера. На 16-м сошел Капелли на March — Сенна стал вторым! И почти тут же пошел дождь. Небеса явно давали знать, что им небезразличны усилия «человека дождя» Айртона Сенны. В начале 28-го круга, на выходе с главной прямой Сенна прошел Проста и вышел в лидеры! Справедливости ради стоит отметить, что как раз в этот момент у Проста выпала передача. Но ведь это тоже можно отнести к капризу судьбы... Еще через пять кругов Сенна начал подавать сигналы маршалам Гран При Японии, требуя остановить гонку — дождь усиливался, и ехать становилось все опаснее. Но увещеваниям бразильца не вняли. Сенне понадобилось вытерпеть все это до конца, чтобы осознать, что главное дело своей жизни — стать чемпионом мира, победив Проста — он уже сделал.
Вспоминает ведущий фотограф «Формулы-1» Кейт Саттон; «Спал ажиотаж, рассосалась толпа, закончились пресс-конференции. На пит-лейн уже не было никого, кроме меня и еще одного фотографа, французского. Айртон, сидя на стене, давал интервью бразильскому телевидению и одновременно поглядывал на громадный экран, где в повторе транслировалась только что закончившаяся гонка. Гальвао Буэно, бразильский телекомментатор, очень близкий Сенне человек, спросил: «Теперь ты — чемпион мира. Цель достигнута. Ты шел к ней, как таран, отказываясь в этой жизни от многих радостей, теряя старых друзей. Теперь что-то изменится?» Айртон ничего не ответил. Он... заплакал».
Команда «Макларен-Хонда» стала обладателем Кубка конструкторов. набрав 134 очка. К концу сезона Сенна сделался кумиром паддоков — никем так не восхищались, как им, но и ни на кого так не злились и не обижались, как на него.
Здесь есть смысл ненадолго отвлечься и привести высказывание Алена Проста: «Айртон — самый быстрый и самый профессиональный коллега ,по команде, которого я когда-либо знал. Лучше, чем Ники Лауда, Кеке Росберг или Стефан Юханссон. С утра он первым выезжает на трассу, а вечером покидает ее последним. Он живет чемпионатом мира, думает о нем 24 часа в сутки, мне кажется, только его и видит во сне. Порой это меня злит, поскольку я охотней сыграл бы в гольф или как-нибудь еще отдохнул... Нет, если кто-то хочет победить Сенну должен всецело посвятить себя спорту». Рон Деннис, которому принадлежит патент на создание «дьявольского дуэта», благодушно нежился в лучах полной, абсолютной и вполне заслуженной славы: «С этими двумя я чувствую себя богатейшим человеком Вселенной, хотя напряжение внутри команды, которое они создали, можно потрогать руками. Но я все равно не жалею о своем выборе: они в «Макларене», вместе — мне нечего больше желать! Их дуэль раздвигает горизонты и поднимает Формулу-1 на новую высоту»
Сезон 1989 года начался в Рио, где Патрезе, Бергер и Сенна одновременно оказались в одной точке трассы, и «Макларен» потерял носовой обтекатель. Но затем, выиграв в Имоле Айртон стал виновником внутрикомандной ссоры. Между ним и Простом существовал своего рода негласный «пакт о ненападении». Еще в 88-м по предложению Проста они договорились, что, поскольку «Макларены» так сильны, нет смысла затевать драку друг с другом уже в первом же повороте. Старт — и Сенна с «поул-позишн» уходит в гонку первым. Но на 4-м круге в Тамбурелло загорелась «Феррари» Бергера. Гонку остановили и назначили новый старт. Сенна сам напомнил Просту об их уговоре. Снова старт и теперь уже в Тамбурелло первым входит Прост. Но Сенна — вот он, рядом, почти касается колеса! Бразилец прошел-таки опешившего француза и выиграл гонку... На подиуме Прост и Сенна впервые не подали друг другу рук, Ален не пришел на пресс-конференцию (за что заработал от FIA штраф в 5000 долларов), а в боксах обвинил партнера в предательстве. Рон Деннис вынудил бразильца принести извинения, но это лишь осложнило ситуацию. До конца сезона не сказали друг другу ни слова. В Монце результат Сенны на квалификации оказался чуть ли не на две секунды лучше, чем у Проста, это говорило о техническом преимуществе, которое предоставила ему команда. После того как в гонке Сенна сошел, а Прост выиграл, возник приличный скандал на подиуме: Ален, демонстрируя свои антимаклареновские настроения, на глазах Денниса выкинул в толпу фанов кубок, врученный ему как победителю «Гран-при Италии».
Затем наступила очередь Мэнселла испытывать ледяное хладнокровие бразильца: они столкнулись в Эшториле. когда Мзнселлу уже показали черный флаг за недозволенное регламентом техобслуживание в боксах. Мэнселла оштрафовали и дисквалифицировали на одну гонку — «Гран-при Испании» в Хересе, где уже Сенне был показан черный флаг во время квалификации. Бразилец не подчинился сигналу, был оштрафован на 20 тысяч долларов, но гонку все равно выиграл.
Острейший конфликт между Сенной н Простом едва не вылился в аварию на сорок седьмом круге на Сузуке. когда француз захлопнул-таки калитку перед носом бразильца, уничтожив тем самым шансы Сенны на титул чемпиона мира и подтвердив свои собственные. Стюарды гонки но объездной части трассы растолкали машину Сенны, он добрался до боксов, поменял поврежденный носовой обтекатель, вернулся на трассу, догнал н обогнал Наннини в том самом месте, где произошло столкновение с Простом, и выиграл гонку, но лишь затем, чтобы оказаться дисквалифицированным за срез поворота и помощь на трассе. Вмешательство ФИСА и президента Балестра сделало взаимную неприязнь партнеров но «Макларену» просто невыносимой. Ко всеобщему изумлению. Деннис подал протест, который не был удовлетворен. Сенну подвергли штрафу в 10 тысяч долларов (мизер, принимая во внимание зарплату в 15 миллионов!) и отложенной дисквалификации на полгода. Финальная гонка в Аделаиде, обильно смоченная дождем, ознаменовалась тем. что Прост отказался стартовать, завернув в боксы после прогревочного круга, а Сенна из-за нулевой видимости финишировал точно в коробке передач «Брэбхема» Мартина Брандла.
В межсезонье ходили упорные слухи о том. что Сенна не получит от ФИСА суперлицензию на 1990 год. Лишь в середине февраля Сенна и «Макларен» урегулировали проблемы с Международной федерацией. Зато в команде все уравновесилось. Па место Проста пришел Герхард Бергер, мастер практического юмора, однажды не нашедший ничего смешнее, как выкинуть из вертолета дипломат Сенны, но Айртон нашел, что с этим парнем ладить легче, чем с Простом.
В Фениксе лидировавший Сенна выдержал жаркую, острую и красивую схватку с дебютантом «Больших призов Жаном Алези на «Тиррелле», но «Макларен» сохранил место и Сенна выиграл гонку. В Сан-Паулу его слегка подтолкнул Накаджима и Сенна финишировал лишь третьим. Затем выиграл в Монако, стартовав с поула, был первым в Хоккенхайме. на Хунгароринге выкинул с трассы Наннини в схватке за второе место, в Сна выиграл у Проста. В Монце диспозиция повторилась — Сенна первый. Прост — второй, и после гонки, спровоцированные прессой, они пожали друг другу руки. вроде бы заключив мир. В Хересе Сенна, выиграв квалификацию, в штормовом стиле завоевал свой рекордный 50-й поул. Это был своего рода акт мести треку, на котором в тот же уик-энд потерпел ужасную аварию Мартин Доннелли.
На Сузуке выяснилось, что заключенный и Монце мир с Простом был и лучшем случае перемирием. В Японии Сенна имел шансы стать чемпионом. Но Прост выиграл старт и в первый поворот вошел раньше бразильца, после чего Сенна фактически въехал в задний спойлер его «Феррари», оба вылетели в песок и Сенна, одним ударом выиграл второй чемпионский титул. «Феррари» разгневалась и пригрозила уходом из гонок сцены. Годом позже на Сузуке Сенна публично признал. что его действия были намеренными. напал при этом на ФИСА и его, к тому моменту ушедшего в отставку президента Палестра, обвинив их в том, что в 1989 году у него украли принадлежащий ему титул.
В 1991 году Сенна начал чемпионат, одержав на старте четыре победы подряд — в Фениксе, на Интерлагосе, в Имоле и Монако, но затем вперед вырвался «Вильямс-Рено». «Макларен-Хонда» вдруг перестала выигрывать и Сенна не побеждал до самого Хунгароринга. Он выиграл в Спа, потом был вторым в Монце, Эшториле и на Сузуке. затем снова первым — в Аделаиде. На этот раз результаты всех шестнадцати гонок шли в зачет, и Сенна добился титула, поскольку имел также несколько третьих, четвертых и пятых мест.
В 1992 году «Макларен» попал под еще больший прессинг со стороны «Вильямса». Финишировав третьим в Кьяламе и в Имоле, Сенна выиграл в Монако, приехал вторым в Хоккенхайме, первым на Хунгароринге, пятым в Спа, выиграл в Монце. снова был вторым в Эшториле: «Фрэнк Вильямс и его ребята проделали огромную работу. В «Килами» мы убедились, как далеко они от нас ушли. Думаю, что в основном это преимущество достигнуто за счет «активной» подвески. А ведь я был первым пилотом, победившим с такой системой, и отлично знаю, насколько сложно довести ее до ума. Малейшие погрешности электроники, и вы вылетаете с трассы в самый неожиданный момент. Кроме того, отлично потрудились специалисты французской нефтяной компании «ELF». В нынешнем году новые правила установили максимальное октановое число бензина 100 вместо 102. Это должно было ощутимо снизить мощность двигателя. Однако в моторе «Рено» этого не произошло.»
В конце 1992 года «Хонда» решила прикрыть лавочку. Сенна во всеуслышание заявил, что готов пилотировать «Вильямс» даром, не получая за это никаких денег, желая показать, что его интересуют не доллары, а возможность оказаться .за рулем лучшей машины. Но Прост, вернувшийся в гонки после годичного перерыва, этому воспротивился, и «Вильямс» подписал контракт со своим тест-пилотом Деймоном Хиллом.
В последний раз Сенна и Прост встретились в Аделаиде 1993 года. Француз к тому времени уже выиграл чемпионат и австралийский этап стал прощальным в его карьере. Он покидал автоспорт, Сенна же собирался занять его место в «Вильямс» и, в свою очередь в последний раз участвовал в гонке за «Макларен», в которой провел лучшие годы своей карьеры. Он выиграл... последний раз в своей жизни.
С уходом Проста кандидатура Сенны на 1994 год для «Вильямса» разумелась сама собой. Но он оказался под чудовищным прессингом со стороны Михаэля Шумахера и, возможно, начал сезон чересчур напряженно, пытаясь сразу же начать побеждать на машине, которой явно не хватало надежности. Да и ездили теперь пилоты на более узких покрышках. За рулем FW16 Сенна завоевал «поулы» на Интерлагосе и в Аиде, на «Гран-при Пацифик», но оба раза сошел. А потом была Имола.
Можно, конечно, спорить, кто более великий, Прост или Сенна, но такие споры, похоже, беспредметны. Оба гонщика — две составляющие легенды, две составляющие магической формулы Прост-Сенна. Оба они — олицетворение «Формулы — 1». Зримое воплощение закона о единстве и борьбе противоположностей. И их сражения на протяжении девяти сезонов собирали громадные аудитории во всем мире. Они умели в гонках все. И тот, кто свел их в одно время и в одном месте действовал безошибочно: в их схватках было все от трагедии до комедии. Воспоминания о том времени, когда Прост и Сенна выступали в одной команде до сих пор волнуют души болельщиков «Формулы-1».Прост тогда говорил, что «в команде выступают два самурая». За девять лет далеко не всегда в их споре на первом месте стояла победа в «Гран-при». Гораздо чаще они старались опередить друг друга, но их спору не суждено было завершится. Прост ушел из гонок, Сенна — погиб бывший соперник провожал его в последний путь. В своем интервью , в 1993 году, Прост сказал: «Вы знаете, когда он понял, что меня больше не будет на трассе, для него мотивация стала абсолютно другой. Даже сама цель его жизни — выступать в Формуле-1 стала абсолютно другой. Победы, рекорды, титулы, но все это оставалось, практически на втором плане. Он говорил об этом, и его родные и близкие тоже. И то, что он сказал, что меня ему не хватает, накануне последней гонки было абсолютно искренне. Это целая часть истории «Формулы-1», которая, к сожалению, от нас уходит. У меня впечатление, что гибель Айртона, разорвала меня пополам. Ведь это было 10 лет моей карьеры, 10 лет моей жизни. Его уход — очень тяжелая потеря.» В показательном выступлении в Берси в год смерти Сенны на комбинезоне Проста было две нашивки. Его и Сенны.
Чемпионы не уходят. Они остаются навсегда...
Мы готовы соглашаться с тем, что в игре с опасностью есть какой-то высший смысл. Готовы превращать рискующих жизнью в своих кумиров. Готовы, до того момента, когда эта опасность вдруг оказывается победителем в этой игре. Перед началом сезона, в одном из интервью, на вопрос об изменении правил «Формулы-1» Айртон Сенна сказал «Предстоит сезон со множеством аварий. Я даже рискнул бы сказать, что если ничего не произойдет, мы будем счастливы»
Авария
На 16-й минуте пятничной квалификации Рубенс Баррикелло на «Джордане» врезается в заграждение. Перелом носа и ребра. В тот же день Сенна навестил его в медицинском центре трассы. На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на машине «Симтек-Форд» на скорости 340 км/ч в конце виража «Villeneuve» бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через час он умер. У Сенны было очень плохое предчуствие. Столкновение на старте Лехто («Бенеттон») и Лами («Лотус») — ранено трое зрителей. Один — в коме.
Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, который сказал: «Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем». 1 мая 1994, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари лидер гонки — Айртон Сенна на «Вильямсе-FW16» вошел в резкий левый поворот «Тамбурелло». Пройдя вершину поворота он внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон. По данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час.
По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено разобраться в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка «Вильямса» была повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после аварии, в госпитале «Маджиоре», не приходя в сознание Айртон Сенна скончался.
Трагедия вызвала настоящий шок. Горе нависло над Бразилией. Президент страны Итамар Франке объявил трехдневный национальный траур и отменил свои официальные встречи. Министр иностранных дел Селсо Аморим старался ускорить перевозки тела Сенны и предложил свой самолет, чтобы доставить его домой. Толпа в тридцать тысяч человек собралась у ворот итальянского госпиталя. Никто не мог поверить. Со смертью Сенны закончился один из самых ярких этапов в истории Формулы-1. Утренние газеты в Англии и Италии, не слишком сдерживаясь, распределяли вину между трассой, надежностью шлемов и подготовкой машины командой «Вильямс». Френк Вильямс, который оставался в Италии, прилетел в Англию, на завод команды вскоре после полудня в понедельник, глаза его были красными, его немедленно отвезли на завод. Ему нужно было время, чтобы подобрать нужные слова. Позже он сказал: <Айртон полностью доверял нам, а мы ему. Он любил свои автогонки и разделял эту страсть с каждым нашим служащим. Мы — команда Гран-при, связанная со спортом, продолжим нашу работу, я уверен, это именно то, чего желал бы Айртон. Он стал ключевым членом нашей команды за очень короткое время, и все, что мы достигнем в будущем, будет посвящено его памяти. В настоящее время мы изучаем имеющиеся данные, чтобы выяснить причину аварии. FIA и полиция расследуют аварию, и проверяют всю относящуюся к делу информацию>.
FIA объявила, что она организует заседание в Париже в среду. Было сказано, что «FIA собирает отчеты своего технического, медицинского, контролирующего штата и штата службы безопасности, а также имеющей отношение к делу команды и персонала трассы. Как только эти отчеты будут получены, их станут изучать в срочном порядке». В Италии магистраты распорядились сделать вскрытие Сенны и Ратценбергера, изъять машины и взять под охрану трассу. Они конфисковали всю съемку гонки. Шел разговор о возможном уголовном деле, касающемся менеджера трассы, должностных лиц «Вильямса» и «Симтека».
Версия
Во вторник, 3 мая газеты взорвались заголовками типа <РОКОВАЯ ОШИБКА СЕННЫ!> Технический директор <Вильямса> Патрик Хед цитировался итальянскими и бразильскими газетами : <Айртон Сенна сделал ошибку. Мы проверили телеметрическую информацию. Он слегка поднял ногу, как раз на уклоне, в месте, где гудронированное шоссе изменяется. Это вызвало потерю силы давления на заднее крыло, поэтому машина продолжала двигаться прямо>.
Итак первая версия — ошибка пилота. После двух подряд побед Шумахера в начале сезона-94, главный и, как многие считали, единственный фаворит чемпионата, Сенна не мог не нервничать. «Бенеттон» немца на трассе выглядел почему-то быстрее «Вильямса» бразильца. Кроме того, многочисленные аварии на квалификационных заездах в Имоле и смерть пилота Роланда Ратценбергера в субботу угнетающе действовали на пилотов. Все это вывело Сенну из равновесия и в решающий момент он не удержал машину на трассе.
Именно с 1994 года FIA запретила использование на автомобилях Формулы — 1 активной подвески. А именно электроника помогала сохранить неизменным дорожный просвет под днищем, создавая тем самым необходимую аэродинамическую силу, прижимающую «формулу» к дороге в повороте. В случае, если эта сила исчезла хотя бы на мгновение, автомобиль могло сорвать с дороги — он становился неуправляемым.
Получается, довольно стройная схема: Сенна, раздосадованный предыдущими неудачами, хотел оторваться от преследовавшего его Шумахера и в какой-то момент, неверно оценив ситуацию, слишком сильно надавил на «газ». В этом месте, как назло, асфальт оказался чуть неровным и автомобиль подкинуло. Но, к тому моменту, Сенна проехал на <Вильямсе-FW16> уже сотни километров, в том числе и в условиях Бразильского этапа и на многочисленных тестах. Теперь про видеозапись. На официально распространяемой пленке запись изображения с машины Сенны обрывается примерно за полторы секунды до аварии. Объясняют это тем, что режиссер просто переключил запись на другую машину. Но на пленке ясно видно, что запись попросту стерта. Но пленкой этой заинтересовались, спустя полгода после аварии. А у Вильямса эта пленка уже была на следующий день. Говорят, что пресс-атташе FIA Франческо Лонганези видел запись последних секунд. Утверждали даже, что на экране ясно видно было, как руки пилота крутят руль, но колёса не слушаются. Однако сам Лонганези слухи решительно опроверг.
Была и версия номер два. Покрытие трассы в Имоле весной 1994 года полностью обновили. И многие команды жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Чтобы его увеличить, обычно чуть снижают давление в шинах, добиваясь большего пятна контакта с дорогой. Однако в этом случае уменьшается клиренс, машина начинает скрести днищем по неровностям дороги. Весьма важно также, что из-за аварии на старте первые пять кругов пилотов по трассе «возил пейскар». Температура шин на небольших скоростях могла понизится, а давление — упасть до опасного уровня. Но к моменту аварии пилоты уже разогрели резину на шестом круге, так что эта версия тоже сомнительна.
Гораздо более вероятной поначалу казалась версия номер три. Злополучное столкновение «Лотоса» Педро Лами и «Бенеттона» Юрки-Яхви Лехто привело к тому, что конец стартовой прямой и вход в Тамбурелло оказался усыпан обломками разбитых машин. Один из них и мог повредить покрышки.
Однако, представитель <Гудьира>, после осмотра покрышек разбитой машины, опроверг это предположение. Но все эти версии , были отвергнуты при продолжении рассмотрения дела в суде.
Четвертой причиной аварии могло стать физическое состояние пилота. При гигантских перегрузках (боковые ускорения, действующие на водителя <Формулы 1> в повороте, достигают 4 — 4,5 g) не исключена возможность мгновенной потери сознания. Подтвердить или опровергнуть эту догадку невозможно. Причем не помогут даже результаты вскрытия — медицина не всесильна. Но тут масла в огонь подливают люди, знавшие Айртона по гонкам. Они вспоминают, что иногда, для обострения реакции он надолго задерживал дыхание. И все же обморок здорового, сильного, тренированного спортсмена выглядит весьма маловероятным.
Оставалась еще версия, которая и была подтверждена технической экспертизой — поломка рулевого управления. Камера, установленная на «Бенеттоне» следовавшего за лидером Шумахера, ясно показала, что машина Сенны в какой-то момент внезапно сошла с траектории поворота и пошла прямо. Такое могло произойти, если сломалась рулевая колонка.
Мало того, на многочисленных снимках с места трагедии можно ясно различить рядом с разбитым кузовом рулевое колесо и фрагмент рулевой колонки. Именно эта версия показалась специалистам наиболее вероятной.
Суд
Официальное следствие о гибели Айртона Сенны возглавил судья городского магистрата Болоньи Маурицио Пассарини. Его постановлением была создана специальная группа во главе с профессором Лоренцини. В январе 1995 года группа экспертов во главе с Лоренцини свою работу закончила: на стол судьи Пассарини лег доклад на 600 страницах. Из него стало ясно, что непосредственно перед столкновением с бетонным блоком рулевая колонка была повреждена.
Оказалось, что после гонок в Бразилии и Японии Сенна жаловался на тесноту в кокпите «Вильямса» своему гоночному инженеру. После допроса инженеров и механиков выяснилось: для того, что бы увеличить пространство для рук пилота, рулевое колесо решили слегка поднять. Трубку рулевой колонки разрезали и вварили внутрь нее трубку меньшего диаметра. Но, по данным экспертизы, эта трубка была из стали плохого качества и имела дефекты, вызванные усталость металла.
Дело усложнялось тем, что механики <Вильямса> унесли с места аварии два <черных ящика>. Конструктора «Вильямса» допросили, но оказалось, что забрать электронные накопители данных позволил комиссар FIA Чарли Уайтинг для проверки возможности продолжения гонки Деймоном Хиллом.
В ходе судебного заседания версий становилось все меньше и меньше. Бывший пилот <Феррари> Мигеле Альборето, вызванный на суд в апреле 1997 года заявил, что он уверен в том, что причиной аварии Айртона Сенны следует винить техническую неисправность, а не состояние трассы. После просмотра видеозаписи, улучшенной с помощью компьютера и запечатлевшую аварию Сенны, Альборето сказал суду, <что отклонение машины Сенны вправо заставляет меня думать о механической поломке, а незначительные проблемы> с асфальтом в повороте <Тамбурелло> — недостаточно серьезная причина для того, чтобы выбросить с трассы машину класса <Формулы-1>. В мае 1997 года, после очередного заседания суда, судья Пассарини заявил журналистам: <Я уверен, что видеозапись, предоставленная суду Ассоциацией конструкторов <Формулы-1>, не полная, и в ней намеренно уничтожены последние секунды, компрометирующие команду <Вильямс>.
В апреле 1997 года были названы главные обвиняемые: технический директор <Вильямса> Патрик Хэд, бывший главный конструктор команды Эдриан Ньюи, и официальные представители автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги. Все они, конечно же, отрицают выдвинутые обвинения. Хэд, Ньюи и шеф команды Фрэнк Уильямс отрицают утверждения прокуратуры, будто бы сломанная соединительная пластина на рулевой колонке машины Сенны привела к его смерти. Процесс продолжался. В суде выступили Дэймон Хилл и Берни Экклстоун. В Италии за убийство по неосторожности грозит тюремное заключение сроком в полтора года. А ведь речь еще может идти о препятствии в проведении следствия, подтасовке фактов и уничтожении улик. Вспомним еще и о тридцати трех миллионах долларов, которые выплатило родственникам Сенны «Страховое общество Ллойда». Но Айртона не вернуть. И нам остается лишь вспоминать его.
Итог
16 декабря 1997 года судья Антонио Костанцо подвел итог делу, которое журналисты всего мира называют не иначе, как «самой черной главой в блистательной истории» «Формулы-1». Чуть более минуты понадобилось председателю суда. чтобы огласить приговор, оправдавший всех шестерых «подельщиков». обвиненных прокурором Болоньи Маурицио Пассарини в непредумышленном убийстве трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны 1 мая 1994 года во время «Гран-при Сан-Марино» на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле: «Согласно статье 530 Уголовного кодекса Италии оправдываю подсудимых Фрэнка Уильямса. Патрика Хэда и Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины: оправдываю подсудимых Федерико Бендинелли, Джорджио Поджи и Ролана Брюинсереда, поскольку в их действиях не обнаружено состава преступления. Устанавливаю 90-дневный срок для подачи апелляции как защитой, так и обвинением, если таковая покажется необходимой», — таков дословный текст решения синьора Костанцо, оглашенный во вторник в 15.00 по местному времени в Имоле. В общей сложности заключительное заседание в городской дискотеке Имолы. переоборудованной в зал суда на время слушании (напомню, что начаты они были 22 февраля уходящего года), длилось пять минут.
Роберто Каузо, представлявший в суде сторону Ролана Брюинсереда, бывшего директора гонок от FIA. сказал: «Вердикт восстанавливает репутацию «Формулы-1». Отныне можно считать, что автогонки юридически признаны невероятно опасным видом спорта». Пожалуй, единственным человеком, которого не удовлетворило решение синьора Костанцо и его заседателей, был прокурор Маурицио Пассарини. Он дал понять, что намерен добиться пересмотра дела.
Со стороны FIA и президента Макса Мосли пока последовал весьма сдержанный комментарий, смысл которого сводится к следующему: Международная федерация вроде бы удовлетворена вынесенным оправдательным приговором. но от официальных комментариев до того момента, как станет возможным ознакомиться с полным текстом заключения по делу, воздерживается. Воздерживается от них и семейство трехкратного чемпиона мира. ни один из членов которого не был вызван в суд в качестве свидетеля и ни разу не присутствовал в Имоле хотя бы в роли наблюдателя. Однако нельзя сказать, что родители, брат и сестра Сенны не проявляли уж совсем никакого внимания к процессу. Их интересы в Имоле представлял европейский адвокат бразильцев Джованни Каркатерра. отметивший в интервью Тимоти Коллинзу из лондонской The Telegraph: «Родственники Сенны не были заинтересованы в решении, которое вынесет суд. они просто надеялись, что в ходе разбирательства станут ясны причины, повлекшие за собой фатальную аварию. Мое личное мнение — вряд ли мы когда-нибудь вообще узнаем это. Да и что это даст? Ни одно даже самое длинное, самое профессиональное и самое продуктивное разбирательство не вернет того, кого хотят все — великого и неповторимого гонщика». Дело закрыто? Хотелось бы верить, что — да. Потому что никакого вразумительного заключения по нему сделать невозможно. Как невозможно и отыскать удовлетворительные ответы на массу вопросов, сопутствовавших аварии и расследованию. Так что, возможно, смелый вердикт Антони Костанцо и в самом деле к лучшему. Как сказал Дерек Уорвик. экс-пилот «Формулы- 1»: «Теперь по крайней мере перестанут на каждом углу трепать имя Айртона. перестанут без конца обсуждать, как и почему он угодил в эту дурацкую аварию, и снова начнут вспоминать то, что только и нужно помнить, — его победы и «поулы», его потрясающий талант и стиль пилотирования и его удивительный, ни с чем несравнимый человеческий шарм».