Он был большой величиной в мире моды. Во всех смыслах. Его сравнивали с античным богом, называли «бородатым колоссом» и награждали тому подобными, неизменно респектабельными эпитетами. Один из величайших итальянских дизайнеров Джанфранко Ферре своим «архитектурным» мышлением, интеллектуальным использованием тканей и точным чутьем к настроениям времени. Джанфранко Ферре — консерватор и провокатор одновременно.
Строгость, простота и четкость линий всегда были визитной карточкой дома Ферре. Свою фирменную белую блузку он мог перекраивать несчетное количество раз. И, перекроенная в очередной раз на новый лад, она выглядела как новенькая роскошная модель Lamborghini. «Я вижу свои модели как части в мозаике, — говорил Ферре. — Каждая модель, каждая коллекция представляет собой крещендо моих эмоций и опыта».
Он родился 15 августа 1944 года в городке Леньяно, что в 30 километрах от Милана. Его дед занимался производством велосипедов, а отец был инженером. Джанфранко всегда любил мастерить что-то: например, с удовольствием делал украшения на заказ. Но ничто в его характере не указывало на задатки будущего гениального модельера. Спокойный, строгий, респектабельный молодой человек — так его описывали. В 1969 году он закончил Миланский политехнический институт, где с блеском защитил диплом архитектора. И вот тут произошло странное. Юный специалист не поспешил предлагать свои услуги строительным фирмам. Он задумался и понял, что его увлечение фэшн-бизнесом — это серьезно. Итак, свою творческую деятельность синьор Ферре начинает с дизайна... обычного плаща. В 1972 году он стал дизайнером генуэзской фирмы, производящей верхнюю одежду Courlande и плащи San Georgio. Затем Ферре разрабатывал линии модной в то время в Италии одежды Ketch. Потом по делам одной из фирм, с которой он сотрудничал, начинающий модельер надолго уехал в Индию, где изучил текстильные ремесла, а также технику швейного производства.
В конце 1975 года Ферре возвращается в Италию и знакомится с Франко Маттиоли, бизнесменом, который выпускал одежду под брендами Baila и Dei Mattioli. Ферре и Маттиоли начинают работать вместе. В 1978 году Джанфранко представляет свою первую линию женской одежды. Эксперимент оказался удачным. В этом же году была основана компания Gianfranco Ferre S.p.А. Поначалу у новоявленного дома моды была масса проблем: например, коллекции никому не известного модельера распродавались откровенно вяло.
Вы замечали, как синьор Ферре выходил на финальные поклоны? Не спеша, с чувством собственного достоинства, в неизменном элегантном однотонном костюме. Если Армани в джинсах выскакивает собрать аплодисменты как чертик из табакерки, а Валентино эмоционально машет руками, то Ферре всегда выплывал на подиум в высшей степени степенно.
Когда в 1984 году Ферре представлял в Нью-Йорке свою новую коллекцию, из Парижа пришло предложение заняться «prêt-a-porte» для Дома Dior. «Я делаю свое прет-а-порте, и мне этого достаточно», — последовал категоричный отказ. Ферре не прогадал. В 1989 году ему сделали новое предложение, от которого он уже не смог отказаться: на сей раз в Christian Dior Ферре позвали на должность креативного главы дома. Первый иностранец во главе культового французского дома — это был скандал. Сегодня уже никто не удивляется тому, что американские модельеры творят во французских домах моды, а французские — в американских. В восьмидесятых прошлого века все было по-другому. Партнер Ив Сен-Лорана Пьер Берже возмущенно заявил: «Я не считаю, что приглашение иностранца, тем более итальянца, будет уважительным по отношению к креативному духу Франции».
«Тот факт, что я итальянец, был серьезной проблемой, — вспоминал впоследствии Ферре в интервью Women's Wear Daily. — К счастью, мой французский был не так уж плох».
Темнокожая певица Скин (Skin) играет главную роль в рекламной компании Gian Franco Ferre сезона весна-лето 2007. «Сила и обаяние, энергия и чувственность для меня неразделимы, — заявил модельер. — Выбрав Скин — ее тело, выразительность, ее лицо — я сознательно делаю акцент на свободном, естественном, легком и даже агрессивном духе».
Это был звездный час Ферре, и он немедленно начал работу над новыми коллекциями haute couture. Эксперты считают, что вещи работы Ферре были крупной удачей для Christian Dior. Он вернул этому Дому былую славу: блестяще соединял классику с пышной роскошью. Мэтр пробыл креативным директором семь лет, после чего вернулся к собственному модному дому. Позднее он рассказывал, что, работая в Dior, проходил своеобразный тест на выживание: «Жить на два дома — очень трудно. Но мне было интересно, сколько я смогу так продержаться». Зачетом для маэстро стала весенняя коллекция 1997 года.
С этого момента Ферре занимается исключительно собственным брэндом. Он выпускает до десяти коллекций в год, плюс парфюмерию и ювелирные украшения.
Будучи в «интересном положении», легендарная американская киноактриса Джулия Робертс согласилась на участие в съемках для рекламной кампании коллекции зима — 2006 Джанфранко Ферре. Объясняя свой выбор Джанфранко Ферре сказал: «Я обожаю ее улыбку. Она открытая, прямая, призывная и в то же время поразительно застенчивая».
Что же касается женщин, то Ферре привлекали эффектные и сильные дамы. Он говорил, что его всегда интересовала психология богатых и знаменитых женщин (он даже водил знакомство с Индирой Ганди). Не потому ли большинство из них, вроде Элизабет Тейлор, Опры Уинфри, Шарон Стоун, Паломы Пикассо, Бернадетт Ширак, Софии Лорен и Мари-Хелен Ротшильд являются постоянными клиентками его модного дома?
Кстати, на летний сезон маэстро предложил роскошную комбинацию из черного кружева и белого льна. Вариации: черное кружевное платье с белой блузкой, кружевной корсаж с льняными брюками, черные шорты с белой блузкой. А на холодный сезон предлагаются преимущественно черные наряды. Впрочем, не возбраняется разбавить строгость колорита и силуэта серебристым вечерним платьем с завышенной талией.
Похороны итальянского кутюрье прошли во вторник в его родном городе. А показ его последней коллекции (мужская коллекция весна/лето-2008) состоится, как и было запланировано самим модельером, в воскресенье на неделе моды в Милане. «Мы хотим сделать все, так же как и было при жизни маэстро, — сообщили прессе в доме моды. — Мы просто выполним его последнюю волю. Он уже подобрал музыку (для шоу) и обговорил все детали». Модная жизнь маэстро продолжается. Эвелина Зозуля