Лондон. Май 2007-го. С торгов аукциона Christie's уходят четыре лота фотографий общей суммой в 362 тысячи долларов. На снимках, датируемых первой половиной 90-х, — в основном обнаженная британская модель Кейт Мосс. Одна из фотографий, подписанная Альбертом Уотсоном (Albert Watson): Kate Moss, Marrakesh, German Vogue, 8 January 1997 — вошла в историю fashion-фото как самое утонченное изображение королевы героинового шика.
Альберт Уотсон родился в Шотландии. Выпускник колледжа графического дизайна, он поступает в Royal Academy of Art в Лондоне, где учится режиссуре, а потом и фотографии. Будущий фотограф от рождения мог видеть только одним глазом — фотографический «прищур» был подарен ему судьбой. Рано обзаведясь семьей, Уотсон переезжает в Америку, где делает свои первые профессиональные снимки.
Уже через год он получает пост арт-директора Max Factor и делает для нее свою первую фотосессию. Поменяв косметическую кампанию на съемки для глянцевых Mademoiselle, GQ и Harper's Bazaar, Уотсон добирается до главного американского города и главного модного журнала. В 1976-м его снимки печатает Vogue.
За тридцать последующих лет Альберт Уотсон добивается славы одного из самых модных, влиятельных и «покупаемых» фотографов. Архив его студии на Манхэттене насчитывает более миллиона изображений и негативов. Его снимки 250 раз появлялись на обложках Vogue и бесконечное число раз на страницах сотен других изданий от Rolling Stones до Times. Его рекламные кампании для Gap, Levi's, Revlon и Chanel, а также полтысячи телевизионных роликов становились самыми успешными в истории модных корпораций. Афиша нашумевшего фильма «Мемуары гейши» также «подписана» Уотсоном. Обладатель почетного звания Королевского фотографа, он единственный из коллег по цеху был удостоен чести присутствовать на свадьбе принца Эндрю и Сары Фергюсон.
Тонкому психологу Альберту Уотсону принадлежат портреты режиссеров, рок-звезд, рэпперов, актеров и спортсменов. Кинематографическое образование проявляется в строгом соблюдении правил построения кадра и «линчевском» поиске в нем персонажа. Не случайно человек обычно находится в центре уотсоновской картинки. Причем фотограф не делает разницы между гламурными селебрити и близкими к природе народами: художественная фотография занимает немаловажное место в его творчестве. Фото из путешествий в Марокко, Лас-Вегас и на Оркнейские острова, объединенные в альбомы «Maroc», «Shot in Vegas» и «Cyclops», раскрывают другого Альберта Уотсона: от фетишиста моды и городских агломераций к певцу «чистых» этносов и девственных земель. Эти снимки отсылают наиболее искушенных поклонников к старшему коллеге Уотсона — Лее Фридландеру (Lee Friedlander).
За масштабной ретроспективой уже ушедшего из жизни Фридландера в одной из парижских галерей прошла выставка все еще творящего Уотсона. Близость к Елисейским полям обеспечивает галерее Acte 2 публику, для которой имя экспозанта не просто о чем-то говорит, но говорит об очень многом. 30 гигантских снимков фотографа намекают одновременно на внушительные размеры его второй родины и на желание автора превратить «изображаемое» в объект поклонения, икону. Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Майк Тайсон, Кейт Ричардс — имена, не требующие пояснений. Фотографии же Альфреда Хичкока с рождественским гусем, Мика Джаггера с лицом леопарда или ангелоподобного Джони Деппа стали самыми известными изображениями знаменитостей. Среди прочих прямо на входе в галерею висела копия снимка обнаженной Мосс, того самого, проданного в мае за 107 тысяч на Christie's. И не важно, что изображение Кейт ушло с молотка в неизвестном направлении, ведь копия снимка мало чем отличается от оригинала.