Владелец компании объявил, что помимо основной фирмы вам придется вести учет еще и в открывающемся филиале. Не спешите послушно брать на себя двойную работу. Для начала предложите боссу проанализировать возможные минусы филиалов. Не исключено, что в результате вместо филиала он решит зарегистрировать новую фирму с независимым главбухом.
Желая расширить бизнес, собственник предприятия может и не видеть разницы между филиалом и новой фирмой. Но вы-то эту разницу должны знать четко. Иначе есть риск ввязаться в дополнительные проблемы, которые не нужны ни вам, ни фирме.
Определение филиала можно найти в статье 55 Гражданского кодекса. В ней сказано, что его можно «опознать» по таким признакам:
- он отделен от основной фирмы территориально;
- при этом он частично или полностью выполняет ее функции;
- его имущество принадлежит создавшей его фирме;
- он использует в работе те же положения, что и основная фирма;
- учредительные документы фирмы должны содержать сведения о филиале.
Таким образом, филиал — это не самостоятельная фирма, а всего лишь ее обособленное подразделение. За все его долги перед кредиторами придется отвечать головной организации. Руководитель филиала действует на основании доверенности.
С уплатой налогов ситуация аналогичная. Даже в случаях, когда филиалы перечисляют их в бюджет сами, делают они это от имени основной фирмы (ст. 19 НК). Соответственно отвечать за налоговые нарушения подразделений приходится именно ей.
Сделав экскурс в теорию, вы плавно подведете учредителя к мысли, что при открытии филиала ваша фирма может столкнуться с некоторыми неудобствами. После этого можно предложить ему разобраться в недостатках такого «расширения» более детально.
В каждом деле нужны специалисты
Первый недостаток можно выявить, поставив перед боссом вопрос: а чем конкретно будет заниматься новое подразделение? Тем же, чем и основная фирма либо каким-то другим видом деятельности?
В первом случае открытие филиала не так уж и страшно. По сути и вам (как главбуху), и руководителю просто придется взять под свой контроль дополнительный участок знакомой вам работы. Конечно, объем ее значительно увеличится, да и новые обязанности появятся. Так, бухгалтерия основной фирмы должна будет сводить данные по головной организации и филиалу. А это значит: составлять «авизовки», проверять расчеты филиала по налогам, распределять налог на прибыль, составлять сводный баланс и многое другое... Но на весомый аргумент против филиала это не тянет. Не можете же вы сказать, что не хотите вести филиал только потому, что не хотите работать.
Другое дело, если расширение бизнеса связано с новым видом деятельности. Например, в дополнение к основной фирме, производящей запчасти, босс решил открыть магазин, в котором они будут продаваться. Производство деталей и их продажа — это разные сферы бизнеса. Отвечать же за деятельность филиала придется директору и главному бухгалтеру головной организации.
Чтобы избежать этого, скажите владельцу фирмы, что в руководящем составе каждой компании должны быть специалисты своего дела. Директор завода, несомненно, профессионал в сфере производства, может просто не знать нюансы такого незнакомого для себя дела, как торговля. Да и бухгалтерский учет в производстве значительно отличается от учета в торговле.
Конечно же, это не значит, что вы отказываетесь от дополнительной работы. Но для фирмы в целом будет лучше, если за деятельность магазина будут отвечать специалисты по торговле. Если у босса все-таки остались сомнения, переходите к следующему моменту.
А в филиале действительно прибыль?
Поинтересуйтесь, хочет ли босс иметь четкое представление о результатах деятельности нового подразделения.
Объясните ему, что при регистрации новой фирмы вывести основные экономические показатели ее работы несложно. Ведь она составляет отдельный независимый баланс, на основании которого такие показатели и рассчитывают.
Другое дело филиал. Даже если он выделен на отдельный баланс, его деятельность настолько тесно связана с основной фирмой, что вывести действительную прибыль филиала будет непросто.
Ведь филиал и головная фирма — это одно юрлицо, а значит, материальные ценности между ними передаются по той стоимости, в которой они числятся на балансе. Для этого применяют счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
В случае если подразделение будет передавать часть своего товара основной фирме, это будет выглядеть так: балансовая стоимость товара обычно складывается из его закупочной цены и, возможно, транспортных расходов. Соответственно такие расходы на покупку товара, как зарплата сотрудников, стоимость аренды помещения, электроэнергии и т. п. в передаваемую стоимость товара не войдут.
Получая материалы от головной фирмы, филиал учтет их по такой же схеме. То есть отразит их по балансовой стоимости, сформированной в учете «мамы».
А значит, узнать, насколько эффективно работает филиал в отдельности, будет весьма проблематично. Ведь при передаче матценностей не учитываются все затраты на их создание или покупку.
При расчетах между независимыми фирмами в цену товара, работы или услуги будут заложены не только все затраты, но и хотя бы минимальная прибыль. Она поможет филиалу развиваться независимо от основной фирмы.
Пусть каждый платит сам за себя
«А что если новый бизнес принесет одни убытки и долги? Имеет ли смысл оплачивать их за счет давно работающей стабильной компании?» — это может быть ваш следующий вопрос. Получив отрицательный ответ, объясните боссу: чтобы новое подразделение самостоятельно рассчитывалось по долгам и само платило за себя налоги, удобнее будет зарегистрировать его как новую фирму.
Как показательный пример «нахлебничества» можно привести ситуацию с расчетом налога на прибыль. Его считают в целом по фирме. Часть налога, перечисляемую в федеральный бюджет, платит головная организация по месту ее нахождения. Налог на прибыль в бюджет субъектов РФ делят между головной организацией и филиалом (ст. 288 НК). Сумма налога, которую будет платить филиал, зависит от стоимости его амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда).
Выбор между среднесписочной численностью и фондом оплаты труда закрепляют в учетной политике.
А значит, налог на прибыль, который платит филиал, будет отличаться от того налога, который бы заплатила самостоятельная организация. В редких случаях он может быть больше. Например, если на балансе филиала числятся дорогостоящие основные средства. Но, как правило, он меньше. Ведь часть налога в федеральный бюджет в любом случае платит головная организация.
Делим выручку на две части
Месячная выручка вашей фирмы может не превышать миллиона. В этом случае вы имеете право платить НДС поквартально (ст. 163 НК). Однако, получив в нагрузку филиал, фирма может лишиться этой льготы.
Дело в том, что с появлением филиала выручка фирмы в целом автоматически увеличивается на выручку филиала. А значит, превысить лимит буде намного легче.
Объясните боссу, что, отчитываясь ежемесячно, придется и налог платить каждый месяц. Поэтому из оборота фирмы деньги в бюджет уйдут гораздо раньше, чем в случае открытия новой фирмы.
Та же проблема может возникнуть, если ваша фирма в налоговом учете определяет доходы и расходы кассовым методом (ст. 273 НК). Регистрируя филиал, вы можете превысить лимит выручки, который составляет один миллион в среднем за каждый квартал предыдущего года. Босс должен знать, что, открывая новую фирму, вы делите выручку на две части, каждая из которых может уложиться в необходимый предел.
Единый учет повышает налог
Учетная политика головной организации может оказаться неудобной для филиала. Однако отказаться от нее подразделение не сможет. Такое требование предусмотрено пунктом 10 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина от 9 декабря 1998 г. № 60н.
Например, если головная организация работает по предоплате, НДС удобно считать по методу отгрузки. Филиал же может работать с отсрочкой платежа. Однако метод начисления НДС «по оплате» он применять не может. А значит, еще не получив от покупателя деньги, организация будет вынуждена заплатить этот налог в бюджет.
Расскажите боссу о том, что самостоятельная организация ведет учет так, как удобно ей. В том числе и для уменьшения налогов.
Филиал и упрощенка несовместимы
У фирм, работающих на упрощенке, свои причины не открывать филиал. Для них появление обособленного подразделения несет опасность вообще «слететь» со спецрежима (п. 3 ст. 346.12 НК).
Причем если вы открыли филиал в середине года, перейти на общую систему налогообложения вашей фирме придется с начала того квартала, когда был зарегистрирован филиал (письмо департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина от 5 августа 2004 г. N 03—03-02-04/1/2 «О применении упрощенной системы налогообложения»).
Избежать этой опасности можно, только если ваш филиал не соответствует всем признакам, перечисленным в статье 55 Гражданского кодекса. Так что теоретически вы можете пойти на хитрость и не вносить сведения о филиале в учредительные документы. Тогда формально ваше обособленное подразделение не будет являться филиалом. Но и в этом случае есть шанс, что инспекция не разрешит вам остаться на упрощенке. Свое право вам придется отстаивать в суде. Вряд ли вашему руководителю понравится такая перспектива. Ему должно стать очевидно, что, если фирма на упрощенке, рисковать с открытием филиала не стоит. Проще зарегистрировать новую фирму.
Не забывайте также о лимите выручки для упрощенцев в 15 миллионов рублей. При расширении деятельности его легко превысить.
Утром деньги, а стулья никогда
Один из основных плюсов в расчетах с филиалами заключается в следующем. Передать деньги своему филиалу очень просто. Для этого достаточно перечислить их на его расчетный счет с формулировкой «на пополнение счета». НДС такая операция не облагается.
Перевести деньги на счет независимой фирмы на первый взгляд сложнее. Такую операцию приходится проводить под видом займа или аванса в счет предстоящих поставок. Однако сделать это — всего лишь вопрос техники. Кроме того, оформленные таким образом переводы легко просматриваются в балансе. Так что возможность запутаться во взаиморасчетах с родственной фирмой в этом случае исключена.