Вернуться к Г.И. Кусов, З.С. Дудаева. Владикавказские загадки Михаила Булгакова

Булгаковский Владикавказ

Литературная карта Владикавказа — одна из богатейших среди городов юга России. Но будем честны: многие великие и известные писатели, поэты, драматурги приезжали в наш город из-за Военно-Грузинской дороги, по которой добирались в Закавказье. И лишь немногие оставались здесь по семейным и служебным делам.

Наверное, первым литературным мэтром, для которого Владикавказ стал в течение двух лет постоянным местом проживания, был Михаил Булгаков. В условиях того времени будущий писатель осуществлял свою деятельность в основном в центральной части города. Поэтому здесь и сохранились места, где он работал, жил и писал свои первые художественные произведения.

Подобный раздел книги важен не только в качестве фоторассказа о достопримечательных местах, помогающих читателям полнее представить его творческий путь. Он призван помочь булгаковедам иметь правильное представление о точках на карте, связанных с жизнью и деятельностью литератора в далёком от центра страны городе на Тереке. К сожалению, пока даже книги, вышедшие в столичных издательствах, страдают изобразительной неточностью. В то же время утверждать, что предложенный список остаётся полным, нет оснований.

Железнодорожный вокзал г. Владикавказа

Владикавказский железнодорожный вокзал (открыт в 1875 г.) — один из достопримечательных объектов города, тесно связан с М.А. Булгаковым.

Сюда молодой киевский врач прибыл по мобилизации служить в Добровольческой армии. Неоднократно привозил в городские госпитали с фронта раненых, встречал свою жену Татьяну Николаевну, приехавшую из Киева. Отсюда дважды покидал город на Тереке: в мае 1921 г. в армейском вагоне («с одеялом и керосинкой ходил по путям, всматриваясь в бесконечные составы теплушек») и в 1928 г. уже в первом классе вместе со второй супругой Л.Е. Белозерской после путешествия по Военно-Грузинской дороге. Но не навсегда, как он считал ещё в первый раз. 1 сентября 1936 г. в сопровождении уже третьей жены Елены Сергеевны после отдыха в Сухуми писатель вылетел с Орджоникидзевского аэродрома в Москву. Железнодорожный вокзал города коротко, но красочно описан в рассказе «Богема».

Фото 1. Железнодорожный вокзал г. Владикавказа

Александровский проспект

Центральная и самая красивая часть г. Владикавказа, застроенная общественными, частными и коммерческими особняками. Во время занятия города Добровольческой армией — главное место демонстрации прежней дореволюционной сытой жизни для привилегированных слоёв общества и офицерства. Именно таким он показался Татьяне Николаевне: «...Полно кафе кругом, столики прямо на улице стоят... Народу много — военные ходят, дамы такие расфуфыренные, извозчики на шинах...» [9, с. 1] В советское время проспект — постоянное место пребывания будущего писателя, посещавшего по делам службы подотдел искусств и два театра.

Фото 2. Александровский проспект (пр. Мира)

Дом М.А. Булгакова

Адрес первого известного местожительства М.А. и Т.Н. Булгаковых, ибо ни «холодная очень комната рядом с армянской семьёй», ни «громадное пустое здание», ни комфортабельное помещение в особняке генерала Гаврилова не установлены. [9, с. 3]

Когда новая власть отобрала генеральский особняк под детский дом, Булгаковым по ордеру выдали комнату на ул. Слепцовской, а с мебелью помогли соседи. Здесь были написаны все владикавказские пьесы, начат большой роман. В этом же доме (квартира осталась неизвестной) проживал юрист Туаджин Пейзулаев: об оригинальном сотрудничестве с ним Булгаков поведал в рассказе «Богема» и в «Записках на манжетах».

Только изменил фамилию присяжного поверенного на «Гензулаев».

Фото 3. Дом по ул. Маяковского (бывшая Слепцовская, № 9, кв. 2)

Здание бывшего госпиталя

Основное место пребывания на службе начальника санитарной части 3-го Терского казачьего полка Михаила Булгакова. [20, с. 199] Раненых с поля боя он привозил и в другие госпитали, развёрнутые в разных зданиях города. Главный госпиталь находился рядом с городской больницей на улице, названной в его честь Госпитальной (ныне ул. Титова).

Фото 4. Здание бывшего госпиталя

Здание Главпочтамта

Это здание для почтово-телеграфной конторы было построено в 1911 г. по проекту известного архитектора Е.И. Дескубеса. Вместе с почтовым назначением в городе пользовалась вниманием и торцевая часть здания, отведённая для выставок, в частности, «окон ТерРОСТА» (Терского отдела Российского телеграфного агентства). К числу достижений только что наступившей во Владикавказе советской власти можно отнести принятие ею дореволюционных устоявшихся правил: издание газет с выплатой гонораров и оперативное налаживание почтовой связи. Поэтому Булгаков получил возможность переписываться со своими родственниками.

«...На случай, если придётся менять квартиру, посылаю такой адрес: Владикавказ, почта, до востребования, Михаилу Афанасьевичу Булгакову». По этому адресу, без изменения в нём, пишет в феврале 1921 г. писатель брату Константину. [6, т. 5, с. 393] Главпочтамт на ул. Горького — единственное здание во Владикавказе, которое с первого дня по настоящее время осуществляет свои прежние почтовые функции, уступив главенствующее положение новому зданию Главпочтамта по проспекту Коста.

Было построено по проекту архитектора П.П. Шмидта для «Общества взаимного кредита» в 1910 г. Весь первый этаж предназначался для магазинов, а на втором функционировал своеобразный банк для выдачи кредитов предпринимателям в области промышленности и сельского хозяйства. В большом зале общества нередко проводились выставки художников и мероприятия Владикавказского политехнического общества. [21, с. 38—39]

Фото 5. Здание Главпочтамта, ул. М. Горького, 14 (бывшая Евдокимовская)

Редакция газеты «Коммунист»

В 1920—1921 гг. в крыле здания, выходящем на ул. Евдокимовскую, расположилась редакция газеты «Коммунист». Газета, выплачивающая гонорары, пополнявшие скудный бюджет, особо привлекала внимание драматурга, пробующего свои силы и в журналистике. Булгаков публиковал на её страницах статьи, письма в редакцию, фельетоны. На страницах этой же газеты Булгаков подвергся вместе с адвокатом Б.Р. Бёме острой критике по обвинению в защите дворянско-буржуазных идей во время Пушкинского диспута. Негативно были написаны и рецензии на большинство пьес начинающего драматурга.

Из «Записок на манжетах»: «В редакции под винтовой лестницей свил гнездо цех местных поэтов. Был среди них юноша в синих студенческих брюках; да с динамо-снарядом в сердце дремучий старик, на шестидесятом году начавший писать стихи, и ещё несколько человек...» [6, с. 480] Давно известно, что любой газетный материал должен не развлекать, а удивлять. Так вот, удивительно, но та железная лестница сохранилась до сих пор. Правда, только не винтовая.

Фото 6. Здание на углу пр. Мира (Александровского пр.) и ул. М. Горького (Евдокимовской)

Здание летнего театра на Треке

К сожалению, этого лёгкого, словно воздушного, будто из восточной сказки здания давно не существует. В советское время его перестроили в лекторий, а в 60-е воздвигли стеклянно-бетонное здание ресторана «Нар». Позже и «Нар» перестроили, затем ещё что-то хотели сделать, а ныне здесь возвышается заброшенный остов здания.

Между тем архитектурная задумка основателей Трека сыграла значительную роль в зрелищно-театральных мероприятиях и дореволюционного, и советского Владикавказа. Здесь, в бывшем летнем театре, переименованном в «Дом артиста», прошли первые заседания знаменитого Пушкинского диспута, во время которого на защищавших великого поэта и русскую литературу Булгакова и Бёме обрушились цех пролетарских поэтов, редактор газеты «Коммунист» Г.А. Астахов и его корреспондент-рецензент Вокс. Диспут в изложении писателя нашёл отражение в «Записках на манжетах» в главе «Камер-юнкер Пушкин». Более подробно о нём написал Юрий Слёзкин в романе «Столовая гора».

Фото 7. Здание летнего театра на Треке

Кинотеатр «Гигант»

Созданный в 1913 г. по проекту инженеров и архитекторов Ф.Ф. Гута, П.П. Шмидта, А.А. Навроцкого кинотеатр «Гигант» имел обширный кинозал, концертный зал, буфет. В начале 20-х гг. XX века советские власти превратили «Гигант» во 2-й советский оперный театр, в котором выступали известные оперные певцы и певицы России, бежавшие на юг от Гражданской войны и голода, с полным составом симфонического оркестра.

Булгаков по роду службы в подотделе искусств имел к театру непосредственное отношение и неоднократно выступал на его сцене. Здесь прошло заключительное заседание Пушкинского диспута с докладом-ответом редактора «Коммуниста» Г.А. Астахова, с участием оппонентов Булгакова и Бёме.

25 августа 1920 г. в бывшем кинематографе был представлен первый «Живой журнал искусства и литературы «Карусель». Булгаков выступил со статьёй «Литературные итоги» и «Хроникой искусств». [5, с. 158] Принял участие зав. театральной секцией и в прениях большого диспута «Любовь и смерть» (заказанного подотделом проезжему литератору Рюрику Ивневу), совместно с местными интеллектуалами т.т. Беридзе, Евангуловым, Слёзкиным, Щуклиным и др. [5, с. 158] О частом пребывании Булгакова в театре говорит и такой факт, что именно здесь он впервые попробовал себя в качестве лектора, сопровождающего концерты симфонического оркестра и квартета подотдела искусств, посвящённые произведениям Баха, Гайдна, Моцарта, Грига. [5, с. 145—146]

И, наконец, апофеозом музыкальной деятельности Булгакова явился опубликованный 1 апреля 1921 г. в «Коммунисте» фельетон «Неделя просвещения», в котором автор посмеялся над задумкой красных командиров направить своих неграмотных бойцов на оперный спектакль. Хотя, как отметил писатель, он состоялся почему-то не в оперном театре, а в 1-м советском, куда красноармейцы заявились, купив три стакана семечек. [6, с. 211—216] «...И вообще, — говорит военком, — довольно вам по циркам шляться. Настала неделя просвещения...» [5, т. 2, с. 216] Таким образом, испытание оперными и симфоническими концертами заставило неграмотного красноармейца Сидорова подать заявление в школу грамоты!

О значении «Гиганта» как важной общественной площадки в городе говорит факт известного выступления С.М. Кирова, объявившего там, что «советская власть — это неизбежность, это история, и её не предотвратить никакими усилиями». [5, с. 137]

Фото 8. Здание бывшего кинотеатра «Гигант» (затем «Родина», пр. Мира, 53)

Русский драматический театр

Русский драматический театр (1871 г.), обязанный своим появлением видному военному и политическому деятелю Российской империи графу М.Т. Лорис-Меликову, сыграл огромную культурную роль на Северном Кавказе.

На его сцене ставилась русская и зарубежная классика, выступали известные драматические и оперные актёры, писатели и поэты. В жизни Булгакова театр стал стержнем его владикавказского пребывания как в материальном, так и в творческом планах. Фактически театр, формирование его труппы зависели от начальника подотдела искусств Ю. Слёзкина и заведующего театральной секцией М. Булгакова. Но вот предположение, что в результате подобных подчинённых отношений и продвигались пьесы начинающего драматурга на сцену, будет неверным. Репертуар театра целиком и полностью зависел от специальной комиссии, которую тщательно проходил и зав. театральной секцией. Именно комиссия забраковала его трёхактную комедию-буфф салонного типа «Вероломный папаша» («Глиняные женихи»), которую он считал лучшей своей пьесой. [6, т. 5, с. 397]

На этой сцене были поставлены все владикавказские пьесы Булгакова, проведены выступления на литературных вечерах А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, произнесены речи перед спектаклями. «...Поживаю за кулисами, все актёры мне знакомые, друзья и приятели...», — писал Михаил Афанасьевич брату Константину в феврале 1921 г. [6, т. 5, с. 393] В театре служила выходной актрисой и училась балету его первая жена Татьяна Николаевна Булгакова-Михайлова (сценический псевдоним).

Несмотря на ряд перестроек и реконструкций в советское время, здание театра сохранило своё архитектурное очарование, не изменив первоначальный интерьер зрительного зала. Ныне это Академический Русский театр им. Е. Вахтангова.

Фото 9. Здание Русского театра

Бывший Коммерческий клуб

«...Солнце. За колёсами пролёток пыльные облака... В гулком здании ходят, выходят... В комнате на четвёртом этаже два шкафа с оторванными дверцами, колченогие столы...» [6, т. 1, с. 479] Так описал Булгаков в «Записках на манжетах» здание, в котором размещался подотдел искусств. Известно, что подотдел в 1920—1921 гг. имел несколько адресов, но основным явилось здание, построенное в начале XX века для коммерческого клуба, с библиотекой, уютным концертным залом, с хорами для оркестра. Булгаков проработал в подотделе вначале зав. литературной, а вскоре театральной секцией до конца октября 1920 г., хотя связей с ним не порывал. [1, с. 138] Значительным достижением зав. театральной секцией явилась работа по созданию при Осподотделе Осревкома национальной драматической студии. [1, с. 140]

В советское время в этом здании продолжительное время располагалась Республиканская научная библиотека им. С.М. Кирова, а после её перехода в новое здание здесь размещается Республиканская юношеская библиотека им. Г. Газданова.

Фото 10. Здание бывшего Коммерческого клуба (пр. Мира)

Здание Николаевского 1-го реального училища

Двухэтажный кирпичный с большими витринными стёклами особняк, выходящий на бывший Александровский переулок, часто путают с комплексом Первого реального училища, находившимся рядом со штабом военной дивизии, дислоцировавшейся во Владикавказе. На самом деле, именно это здание было построено перед Первой мировой войной специально для Николаевского реального училища. Подобное устанавливается из объявления в газете «Коммунист» 13 мая 1921 г.: «В Народном художественном институте (Александровский пер., 5, б. Николаевское училище) состоится торжественное заседание по случаю открытия института...» В этот же день, в 5 часов вечера, состоялись «испытания пригодности к сцене» всех желающих. Испытания принимали все преподаватели театрального факультета.

На следующий день, в субботу, 14 мая, с 5 до 7 часов Михаил Булгаков читал лекцию по истории драматической литературы, а режиссёр Первого советского театра Августов, осуществивший постановку булгаковских «Братьев Турбиных» (очевидно, уже для прошедших конкурс в пригодности к сцене и подавших заявления), провёл лекцию по дикции. Можно предположить, что никаких волнений Булгаков не испытывал, так как ещё в октябре 1920 г. преподавал в областной народной драматической студии вместе с Ю. Слёзкиным, Р. Бёме, Л. Бакшиной и др. [5, с. 159, 165]

Кому принадлежала идея выдвинуть собиравшегося уезжать из Владикавказа автора нескольких пьес на почётную должность в открывающееся с большой помпой новое советское учебное заведение, установить не удалось. Но мы позволим себе предположить, что подобное внимание руководства не прошло зря для молодого драматурга и укрепило его веру в возможность добиться успеха в столице. И ещё один важный момент: начальник Булгакова по подотделу искусств Ю. Слёзкин, немало сделавший для его творческих успехов, к тому времени уже уехал с семьёй из Владикавказа.

И всё же уместно заметить, что равнодушное отношение биографов-булгаковедов в своих монографиях к внезапному карьерному взлёту бывшего военврача могло иметь в первые советские годы значимые последствия. Тем более, что на смену Терской области приходило правительство Горской АССР и многие бы в то время желали попасть в число тех, кому доверили открывать Народный художественный институт. А 15 мая 1921 г., после «Интернационала», сыгранного симфоническим оркестром, и вступительного слова профессора Н.В. Глобы состоялись выступления ораторов — представителей института: профессора А.Р. Гюнтера и декана театрального отделения М.А. Булгакова. Собравшихся приветствовали руководитель Наркомпроса Горской республики Бутаев, зам. Наркомпроса Лагода, зав. подотделом искусств Черномордиков и представитель ЦИК Киров. [5, с. 165] К слову сказать, Сергей Миронович Костриков-Киров отличался не только своей недюжинной работоспособностью, но и успешным поиском талантливых кадров для новой советской власти.

Ныне это здание относится к комплексу Горского государственного аграрного университета.

Фото 11. Здание Николаевского 1-го реального училища, ул. Тимирязевская (Александровский переулок)

Зелёный базар

Расположенный в центре города Зелёный базар, известный всем как центральный рынок, ныне урезавший свои границы наступающими окрестными многоэтажками, и до революции, и в первые годы советской власти являлся не только главным кормильцем горожан, но и прекрасным примером кавказской гастрономической этнографии, местом частого посещения лавок и рядов женой писателя Татьяной Николаевной.

В «Богеме», по версии Булгакова, через базар ведёт его конвоир в «Особый отдел... Очень яркое солнце (это единственное, что есть хорошего во Владикавказе) освещало меня, пока я шёл по мостовой, имея по левую руку от себя человека с винтовкой. Он решил развлечь меня разговором и сказал:

— Сейчас через базар будем проходить, так ты не вздумай побежать. Грех выйдет.

— Если бы вы даже упрашивали меня сделать это, я не сделаю, — ответил я совершенно искренно...» [6, т. 1, с. 469]

Фото 12. Владикавказский базар

Терек

Это обычное явление: и в путеводителях, и в рассказах экскурсоводов в первую очередь указывают название города, а потом реку, через него протекающую.

Река Терек, по обоим берегам которой расположился г. Владикавказ, всегда привлекала внимание поэтов и писателей, посещавших город или проезжавших по Военно-Грузинской дороге в Закавказье и обратно. Реку, от которой, по В. Маяковскому, «у всех поэтов истерика», не мог забыть и автор «Записок на манжетах». Он вспомнил о ней, чтобы показать «цеху пролетарских поэтов» их бессмысленное пустословие. «...Косвенно входил смелый, с орлиным лицом и огромным револьвером на поясе. Он первый своё, напоённое чернилами перо вонзил с размаху в сердце недорезанных, шлявшихся по старой памяти на Трэк, в бывшее Летнее собрание. Под неумолчный гул мутного Терека он проклял сирень...» [6, т. 1, с. 480]

Фото 13. Река Терек

Столовая гора

Всегдашний символ и гордость Владикавказа, нависшая с юга над городом.

Фото 14. Столовая гора