Вернуться к Т.Л. Веснина. Трансформация и функционирование фельетонных компонентов в поэтике пьес М.А. Булгакова 1920-х годов

Выводы по главе 3

Среди пьес 1920-х гг. «Зойкина квартира» выделяется тем, что прочнее и очевиднее других связана с фельетонным творчеством автора, с «разрешенными» объектами критики, направленной как на «бывших», так и новых «граждан» времени нэпа. Эта пьеса выделяется также и линейной организацией действия. Действие в ней происходит в пространстве квартиры, которая предстает не просто местом действия, но главным объектом трансформации (жилое помещение, швейная мастерская, «веселый дом»). В ситуации всеобщего уплотнения Зойка «бесовски» ловко проводит сцену с домкомом, используя нужную «бумажку», подкуп, и сохраняет таким образом все имевшиеся в её распоряжении комнаты. Далее в дело вступает неожиданно, как из-под земли, появляющийся Аметистов. И уже он ведет действие: почти замещая Зайку, энергично манипулирует поведением массы появляющихся лиц, делает все для извлечения у них денег. Деятельность героев приобретает все более криминальный характер с появлением китайцев, трупом на сцене и неизвестных с мандатами в смокингах.

Достоинства пьесы для театра им. Евг. Вахтангова и его зрителей определяли остроумный, как всегда у М.А. Булгакова, текст, удивительный дар его диалогической организации и острый сюжет, сохраняющий своими разоблачениями актуальность и для новой российской реальности.

Действие «Дней Турбиных», хотел или не хотел этого автор, изначально создавалось на основании, сближающем пьесу с драматургией мейерхольдовских авторов (В. Маяковского, Н. Эрдмана, др.). На это указывает группа равно важных в полифоническом действии лиц, монтажная композиция картин, обособленных местом действия и составом. Такой тип организации действия получит развитие в «Беге».

Две эти пьесы связаны и по другим параметрам. В том числе — компонентами с широким спектром выразительных средств, созданных на основе комизма народных представлений. Мотив несостоятельности руководителей страны самого высокого ранга, их постыдного бегства, оставления Родины в трудный час решается как в формах прямо высказанной оценки-хулы штабс-капитаном Мышлаевским, полковником Турбиным, генералом Хлудовым, так и средствами «направленного» сатирического осмеяния / разоблачения с использованием комического эффекта балаганных переименований, переодеваний, документов в функциях масок, ярко выраженной балаганной выразительности на речевом уровне.

Талант М.А. Булгакова проявился в виртуозном владении этими приемами, в способности использовать их в разных градациях и разных функциях. В «Днях Турбиных» балаганными средствами в их фельетонно-комической функции характеризуется представитель высшей власти — гетман. В «Беге» компоненты с эффектом балаганного комизма используется и в других функциях, в том числе, в изображении социально и нравственно близких М.А. Булгакову героев, прежде всего, — генерала Чарноты. Его представление драматургом позволяет видеть амбивалентную природу комического в бахтинском понимании. Усилению такого аспекта выразительности в связи с образом Чарноты служат и неявно сказочные коннотации, художественно утверждающие его «победу» вопреки очевидным обстоятельствам.

Можно полагать, что многочисленные компоненты с фельетонной и балаганно-фельетонной выразительностью выделяются в пьесах М.А. Булгакова как яркое микроцелое — «аттракционы», по С.М. Эйзенштейну. Такие компоненты, системно организованные автором в логике действия, можно рассматривать в функциях родового оформления, усиливающего роль создателя текста.