Вернуться к О.Н. Гуцалюк. Типы и функции номинаций персонажа (на материале романов М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и В.В. Набокова «Лолита»)

Введение

В числе приоритетных направлений в современном гуманитарном знании находятся антропоориентированные стратегии научного поиска, призванные всесторонне изучить человека в его отношении к языку. В этой связи по-новому звучат традиционные проблемы языкознания, в частности — проблема номинации. Постижение основных механизмов номинации в языковой деятельности индивида, социума, этноса приобретает важнейшее значение, так как способствует раскрытию исходных принципов языкового освоения мира человеком, пониманию того, каким образом представлена окружающая нас действительность в естественном языке.

В широком смысле номинация представляет собой обращение фактов внеязыковой действительности в достояние системы и структуры языка. Протекание этого процесса зависит от мировоззрения субъекта называния, от уровня развития языкового сознания, от исторических условий, в которых происходило именование. Номинация объективирует результаты социально — значимого и духовно-ценностного опыта носителей языка. В качестве объекта номинации могут выступать предметы, вещества, признаки, свойства, действия, процессы, состояния и события. Однако в общей теории номинации особое место занимает номинация лица в связи с коммуникативной, когнитивной и прагматической выделенностью категории лица в языковом отображении мира.

Номинативные единицы, которые образно характеризуют человека, эмоционально-оценочно определяют его внешние и внутренние качества, действия и состояния по какому-либо признаку, составляют значительный пласт в системе любого языка. Их многоаспектное изучение предоставляет возможность интерпретировать специфику воплощения образа человека в языке. Причем к подобного рода единицам относятся единицы разных уровней языковой системы: лексемы, фразеологические единицы, синтаксические конструкции.

Под номинацией лица в настоящей работе подразумеваются разные способы обозначения лица, существующие в системе языка и актуализуемые в речевом употреблении.

Также под знаком антропоцентризма в последнее время развиваются и лингвистические исследования художественного текста. Во многом благодаря трудам В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, А.М. Пешковского, Л.В Щербы и др. складывается понимание того, что именно в языке художественного произведения актуализуется субъектная организация текста и его художественный мир, во всем своем своеобразии и уникальности. Для современной лингвистики текста основные категории текста — образ автора, персонаж, точка зрения, хронотоп и др. — получают лингвистическую определенность. К таковым следует отнести и номинацию лица, которая в художественном произведении, несомненно, также выступает как текстовая категория, репрезентирующая антропоцентрическую «координату» художественного мира текста.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью выявления специфики номинаций лица в аспекте их обусловленности системой точек зрения и недостаточной изученностью механизмов номинации лица в традиционном нарративе.

В силу абсолютной антропоцентричности художественного текста (основным предметом изображения которого выступает человек, явления и предметы с ним связанные), важнейшей его категорией является категория «персонажа» («героя»). «Литературный персонаж (герой), художественный образ — одно из обозначений целостного существования человека в искусстве слова в совокупности его облика, поведения, душевного мира» [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 195].

Одним из основных средств речевого воплощения смысловой категории «персонаж» в художественном тексте являются его номинации, которые участвуют в эстетической презентации художественного лица. Кроме этого, во многих исследованиях показано, что номинации играют не меньшую роль и в речевом воплощении «образа автора», субъектной перспективы текста, системы точек зрения в его повествовательной структуре.

Проблема повествовательной точки зрения является одной из центральных в изучении структуры художественного текста и исследуется в рамках как литературоведческих, так и лингвистических дисциплин. Изучение этой проблемы имеет продолжительную историю, восходящую к классическим работам А.А. Потебни, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, и связано с именами таких крупных специалистов в области нарратива, как Ж. Женетт, Б.О. Корман, Б.А. Успенский, Е.В. Падучева, В. Шмид и др.

Тексты литературы XX в., созданные с определенными отклонениями от моделей традиционного нарратива, демонстрируют нам тесную взаимосвязь системы авторской номинации героя с системой точек зрения персонажей. Именно проблема обусловленности типов и функций номинации особенностями повествовательной структуры и системой точек зрения еще не нашла достаточного освещения в современной лингвистике.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем применяется комплексный подход к описанию системы номинаций персонажа, учитывающей новейшие достижения в области изучения повествовательной структуры текста, типов повествования и системы точек зрения в тексте; в том, что данная проблематика исследуется на материале романов с повествовательной структурой нетрадиционного типа; в выявлении специфических авторских приемов использования номинативных средств и в определении их роли в создании индивидуального авторского стиля.

Актуальность проблемы обусловленности системы номинаций персонажа структурой повествования нетрадиционного типа определила выбор объекта, предмета и материала для исследования.

Объектом исследования является текстовая категория номинации персонажа в повествовательной структуре художественного произведения. Непосредственным предметом исследования выступает система номинаций персонажа в структуре повествования нетрадиционного типа.

Материал исследования — тексты романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как образца переходной повествовательной формы по типу свободного косвенного дискурса и романа В.В. Набокова «Лолита» как образца модернистского типа повествования.

Основная гипотеза исследования: система номинаций персонажа в художественном тексте нетрадиционного типа повествования обусловлена особенностями его повествовательной структуры, а именно системой точек зрения («Мастер и Маргарита») или взаимодействием разных типов авторского повествования («Лолита»).

Цель исследования — проанализировать типы и функции номинаций персонажа на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа В.В. Набокова «Лолита» и выявить их образно-смысловую роль в художественной системе текста.

Данная цель предполагает решение конкретных задач исследования:

1. Определить исходные теоретико-методологические принципы исследования типов и функций номинации лица в художественном тексте на основе истории научного изучения, а также современного состояния вопроса в науке о языке.

2. Описать типологию, основные функции и особенности языкового выражения номинаций персонажа в художественном повествовании разных типов.

3. Рассмотреть особенности повествовательной структуры и системы точек зрения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа В.В. Набокова «Лолита».

4. Проанализировать типы и функции номинаций главных реальных героев (Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного), Воланда и его свиты, героев «ершалаимских глав» в повествовательной структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и выявить роль номинаций в повествовательной структуре романа, в том числе — как средства выражения смены точки зрения в повествовании; как средства создания «повествования в повествовании».

5. Проанализировать типы и функции номинаций персонажа в повествовательной структуре романа В.В. Набокова «Лолита»:

а) номинации Гумберта Гумберта собственными именами существительными;

б) номинации Гумберта Гумберта нарицательными именами существительными;

в) образные номинации Гумберта Гумберта.

Методы исследования. В качестве основного метода в исследовании используется метод традиционного лингвистического описания, а также методы наблюдения, обобщения, сопоставительного анализа, функционального анализа текста.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении теоретико-методологических принципов и конкретной методики лингвистического анализа системы номинаций персонажа художественного текста как важного структурообразующего средства в повествовании нетрадиционного типа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в вузовском преподавании лингвистической поэтики, лингвистического анализа художественного текста, отдельных разделов общего языкознания, лексикологии, стилистики, в подготовке и проведении спецкурсов «Филологический анализ художественного текста», «Художественная ономастика»» и пр., а также в преподавании тем, связанных с творчеством М.А. Булгакова и В.В. Набокова в курсах по истории русской литературы XX в.

Основные положения диссертации:

1. Система номинаций персонажа в художественном тексте с повествовательной структурой нетрадиционного типа обусловлена взаимодействием разных точек зрения и типов повествования.

2. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» систему номинаций персонажа характеризуют такие особенности, как столкновение в повествовании совпадающих номинаций разных лиц, совмещение в номинации разных точек зрения, использование в роли номинаций неопределенных конструкций гиперонимического типа, значительная роль развернутых и цитатных номинаций, наличие сложных номинационных цепочек и номинационных рядов.

3. Номинации персонажа в повествовательной структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» выступают в качестве механизма смены точек зрения повествователя и персонажей; в качестве средства актуализации оценочной позиции повествователя или персонажа; в качестве структурообразующего средства сигнала перехода плана повествования от реального к сверхъестественному и наоборот; в качестве средства создания «повествования в повествовании».

4. В области номинации главного героя романа «Лолита» именами собственными главным структурообразующим приемом выступает парадигматическое варьирование номинаций: «Гумберт Гумберт», «Гумберт», «Г.Г.», уменьшительно-ласкательные наименования от имени Гумберт, другие собственные имена, в том числе включающие интертекстуальную составляющую, что указывает на двойственную натуру Гумберта и выражает противоречивое и сложное отношение Гумберта-нарратора к описываемому герою Гумберту Гумберту.

5. Значительная часть функциональных номинаций главного героя романа В.В. Набокова подчеркивает неопределенность, двусмысленность и даже ложность его позиции; в оценочных и образных номинациях доминирует морально-этическая составляющая — демонстрируется нравственная ущербность и ничтожество героя.

6. Своеобразие номинаций главного героя романа В.В. Набокова «Лолита» определяется, во-первых, двойственностью положения в нем главного героя, который и описывает происходящие события, и является их участником, а во-вторых, постоянным варьированием типов повествования — акториального (перволичного) и аукториального (третьеличного).

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования представлены в докладах, сделанных на Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие». VIII Кирилло-Мефодиевские чтения (г. Москва, Московский педагогический государственный университет, май 2007 года), на VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Москва, Московская финансово-юридическая академия, май 2009 года).

Основные положения работы изложены в 6 научных публикациях общим объемом 2,45 печатных листов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, который содержит 198 наименований, в том числе — 5 на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 208 страниц.

Во Введении обосновывается актуальность работы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются цели и задачи исследования, формулируется рабочая гипотеза, объект, предмет и материал исследования.

В Главе 1 «Номинация лица в общеязыковой системе и в художественном тексте» рассматриваются теоретические проблемы номинации. Особое внимание уделяется номинации лица, а также особенностям номинации персонажа в художественном тексте в связи с его повествовательной структурой и системой точек зрения.

В Главе 2 «Типы и функции номинаций персонажа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»» описывается повествовательная структура романа и система точек зрения, определяются основные речевые особенности системы номинаций персонажа в романе, исследуются типы и функции номинаций главных героев романа, Воланда и его свиты, персонажей «ершалаимских глав».

В Главе 3 «Типы и функции номинаций главного героя в романе В.В. Набокова «Лолита»» характеризуется роль оппозиции «Нарратор» — «актор» в повествовательной структуре романа и анализируются номинации главного героя именами собственными, именами нарицательными, а также образные номинации.

В Заключении подводятся основные итоги проведенной работы.

Библиографический список содержит 198 наименований.

Общий объем диссертации составляет 208 страниц.