Вернуться к С.О. Драчева. Темпоральная организация романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвистический аспект

Глава II. Категория темпоральности и принципы временной организации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Анализ литературного произведения был и остается одним из ведущих направлений отечественной филологии; основную причину этого, пожалуй, следует видеть в специфичности самого объекта исследования — в художественном тексте, а именно — в том бесконечном многообразии художественных миров, открывающем поистине безграничные возможности в моделировании новых характеров и ситуаций, помещенных и развивающихся в уникальном художественном пространственно-временном континууме, который является общим и единым началом, связывающим все уровни литературного произведения, организующим текст и превращающим читателя в свидетеля изображаемых событий; кроме того, континуум является средством характеристики персонажа, проследить развитие которого становится возможным благодаря субъективному переживанию им художественной действительности.

В этом плане представляется интересным раскрыть воплощение в романе «Мастер и Маргарита» идеи времени, почерпнутой М.А. Булгаковым из концепции П.А. Флоренского, не только в ее соотношении с формальными категориями текста (сюжетом, композицией и уровнем персонажа), но и с точки зрения ее лингвистической реализации. В связи с этим в настоящей главе мы рассмотрим специфику употребления в произведении темпоральных лексико-фразеологических средств, особая роль которых в формировании образа художественного времени прослеживается при анализе трехчастной структуры текста.