Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

«Волшебные червонцы»

Автору «Занозы» также еще в 1924 году было известно не только стихотворение Маяковского, которое будет написано через пять лет, но и его читательская судьба. И не только оно одно, а и другие еще не написанные произведения юной «советской литературы». В реплике плодовитой коровы с рисунка в № 4 был намечен, как мы видели, через отсылку к «штукарям из Варьете», эпизод булгаковского романа с «волшебными червонцами». На той же странице № 7, что и пародия на Маяковского, Матвей Кредит напечатал рассказ «Недоверчивый». В нем этот эпизод булгаковского романа получает уже свое развернутое отражение.

Отражение — зеркальное: если персонажи романа поначалу доверчиво принимают червонцы, щедро бросаемые им кампанией Воланда, то герой рассказа, наоборот, вопреки очевидности, отказывается признавать настоящими серебряные рубли, выпущенные советским правительством. Он словно уже побывал в Москве в день после представления в «Варьете» и аргументирует, как человек, у которого самые настоящие червонцы уже однажды превращались в бутылочные этикетки: «— Иван Кузьмич, видели новые серебряные деньги?

Иван Кузьмич покачал головой:

— Нет... По-моему, это большевики напрасно утку пущают! Для заграницы...

— Да что вы! Я сам видел!

— Не верю! Да и заграница им не поверит, — не такие уж там дураки! [...]

Иван Кузьмич взял, повертел монету в руках.

— Вот видишь: «Пролетарии всех стран». Не настоящая...

— Не настоящая так звенеть будет?

— Зазвенит! Прикажут и зазвенит, — у них это скоро, а не то... Вот я тоже так — «не признаю, не признаю» — глядишь, вот признал... Так и она...

— Не вразумительно вы, Иван Кузьмич, рассуждаете, — если бы не было в ней чистого серебра, она бы звону не имела.

Иван Кузьмич задумался.

— Что ж, я и не говорю ничего... Они могут и из серебра сделать, жалко им, что ли, только все одно обман.

— Какой же обман, если из серебра?

— Для отводу глаз. Видимость соблюдают. Ты думаешь, я ихней политики не понимаю? Насквозь вижу и серебро кажется, а веры нет.

— Почему же нет веры?

— Обман!»