Вернуться к Э.Н. Филатьев. Тайна булгаковского «Мастера...»

Другие маски

Присмотримся к Фиолетову, двоюродному брату Зои Пельц. Он прибыл в Москву с Кавказа, и сестра с удивлением спрашивает у него:

«ЗОЯ. Тебя же расстреляли в Баку, я читала!

ФИОЛЕТОВ. Так что из этого? Если меня расстреляли в Баку, я, значит уж, и в Москву не могу приехать? Хорошенькое дело. Меня по ошибке расстреляли, совершенно невинно!»

Зоя Пельц «спутала» кузена с бакинским комиссаром А. Фиолетовым. Путаница эта в те годы выглядела забавно и была явно рассчитана на смех зрительного зала.

Но по требованию цензуры (чтобы не тревожить память расстрелянного большевика) Зойкин брат был переименован в Аметистова. Однако в основу новой фамилии положен тот же цвет. Ведь «аметист» — это полудрагоценный камень, прозрачная фиолетовая разновидность кварца. Зачем понадобилось Булгакову именно так «расцвечивать» фамилию своего персонажа?

В картотеке МУРа про Зойкиного кузена сказано:

«Фиолетов Александр Тарасович... В тысяча девятьсот семнадцатом году прибыл из Петербурга в Москву. Организовал карточную квартиру на Тверской... выдавая себя за бывшего гвардейца. Был взят партнёрами в момент извлечения пятого валета из-под стола. Лечился в Солдатенковской больнице...

С двадцать пятого мая сего года проживает... в квартире Зои Денисовны Пельц...»

Кто же был прототипом Фиолетова-Аметистова? На кого намекал Булгаков, пряча своего героя под фиолетовой «маской»?

Обитал на кремлёвском Олимпе вождь, родившийся на Кавказе (в Тифлисе) и с детства носивший «цветную» фамилию Розенфельд, что в переводе с немецкого означает «Розовое поле». «Розовое», «фиолетовое» — близкие по тону цвета. Позднее, уже в Москве, юноша с Кавказа примкнул к революционным социал-демократам и сменил свою фамильную «розовость» на более твёрдую партийную кличку — Каменев.

Весной 1917 года приехавшего из-за рубежа Ленина наш твердокаменный большевик встретил, что называется, в штыки, открыто выступив против его «Апрельских тезисов». Осенью «партнёры» по подпольной борьбе уличили Каменева в давнем сотрудничестве с жандармским управлением, и многие петроградские газеты впрямую обвиняли его в провокаторстве.

Вскоре после октябрьского переворота Каменев вновь не поладил с вождём революции, в результате был вынужден покинуть престижнейший пост главы ВЦИКа.

Но опальный большевистский вождь без устали напоминал всем о том, что он один из немногих, кому выпало счастье ещё до революции входить в руководящий штаб ленинской гвардии. Этот ли факт возымел действие, или были на то какие-то другие не менее веские причины, но после переезда советского правительства в Москву Каменев получил престижный пост главы Моссовета, и официальной его резиденцией стал дом на Тверской улице.

В январе 1925-го наш «гвардеец» был вновь уличён «партнёрами» (на этот раз по кремлёвскому руководству) в непартийном поведении и переведён из членов политбюро в кандидаты. Слегка подлечившись в Солдатенковской (ныне Боткинской) больнице, Каменев вновь получил высокий правительственный пост, став наркомом внешней торговли.

Вот сколько возникает неожиданных совпадений, если сравнивать биографию героя булгаковской пьесы с жизненным путём известного большевистского вождя! Именно Розенфельд-Каменев стал прототипом проходимца Фиолетова-Аметистова!

Теперь обратим внимание на главную героиню пьесы, хозяйку «Зойкиной квартиры», на энергичную деловую женщину, сумевшую под носом у пролетарской власти завести процветающее буржуазное «дело». В экстремальные моменты жизни (когда, например, её любовнику Обольянинову срочно требовался наркотик) она обращалась к китайцам. А одного из них, по кличке Херувим, даже пригласила работать в своей мастерской.

У председателя домового комитета Аллилуи Зоя Пельц на подозрении:

«АЛЛИЛУЯ. Вы, Зоя Денисовна, с нечистой стой знаетесь!»

Алла Вадимовна высказывается ещё категоричнее:

«АЛЛА. Знаете, Зойка, кто вы? Вы чёрт!»

Кого имел в виду Михаил Булгаков, создавая этот образ, являющийся симбиозом дельца и дьявольского оборотня?

Был среди советских руководителей вождь, который одно время вполне реально претендовал на роль «хозяина»

самой главной в стране кремлёвской «квартиры». Речь идёт о Григории Евсеевиче Зиновьеве. Не поладив с Лениным накануне октябрьского переворота, он тем не менее уже в декабре стал диктатором Петрограда. А в 1919-м возглавил Коминтерн, где постоянно общался с представителями разных стран и народов, в том числе и с китайцами. Во время болезни Ленина и некоторое время после его смерти Зиновьев читал отчётные доклады на съездах партии. И он постоянно заявлял о себе как о полноправном преемнике Владимира Ильича.

Чтобы одолеть своего главного соперника и конкурента, Троцкого, Зиновьев скооперировался с Каменевым. Их блок казался несокрушим, а его лидеров воспринимали как единого вождя: Зиновьев—Каменев. Не отсюда ли и аббревиатура названия булгаковской пьесы: «З. К.»?

Но Зойкино «дело» терпит крах, хозяйка квартиры вместе со своими компаньонами отправляется за решётку. Этим сюжетным ходом Булгаков прозорливо предсказал судьбы Зиновьева, Каменева и их многочисленных сторонников.

Таким образом, в том, что «маску» своей оборотистой героини Булгаков «срисовывал» именно с Григория Зиновьева, вряд ли стоит сомневаться.

А теперь вернёмся к Гусю-Ремонтному. Его прототипом, как мы предположили, вполне мог быть А.М. Краснощёков. Но возникает вопрос: а что, если Краснощёков — тоже «маска»? Попробуем приподнять её! Не находится ли под нею ещё какой-нибудь неожиданный лик?

В списке действующих лиц «Зойкиной квартиры» Борис Семёнович Гусь-Ремонтный представлен как коммерческий директор треста тугоплавких металлов. Вот откуда его богатство, вот откуда те деньги, которыми он сорит направо и налево! Даже бежать в Париж главные герои пьесы собираются исключительно с помощью Гуся. Но при этом он у всех как бельмо на глазу — в лицо ему льстят, а между собой говорят о нём разные пакости.

С каким большевистским вождём той поры имеет сходство нарисованный портрет? Кого, кроме Краснощёкова, напоминает Гусь-Ремонтный?

Конечно же, Троцкого! Это его «обитатели» кремлёвской «квартиры» терпеть не могли! Это его с треском выставили из Красной армии и направили возглавлять электротехническую компанию! Лишение всех властных постов было равносильно политической смерти вождя большевиков, считавшегося вторым после Ленина лидером партии. Разве не похожа судьба Троцкого на судьбу булгаковского Гуся?

Но если это так, то получается, что в своей пьесе Булгаков собрал всё руководство Страны Советов. Всё. За исключением...

Впрочем, почему «за исключением»? Одной из наиболее ярких «изюминок» пьесы «Зойкина квартира» является председатель домового комитета.