Вернуться к Э.Н. Филатьев. Тайна булгаковского «Мастера...»

Доброта дьявола

В самом деле, самый главный булгаковский чёрт, Воланд, изображён в романе так, что страха не вызывает. Того самого страха, который просто обязан вселять во всех смертных истинный князь тьмы, творец всех ужасов преисподней. Ведь, по Булгакову, он и возглавляет преступный клан большевиков, на совести которых — кровь миллионов россиян. Казалось бы, к подобному преступнику и отношение должно быть соответствующее.

Но Воланд не только внушает к себе почтительное уважение, он явно претендует на роль героя романтического склада! Его вполне можно отнести к разряду положительных персонажей романа! Особенно если принять во внимание эпиграф, которым Булгаков предварил «Мастера и Маргариту»:

«...так кто ж ты, наконец?

— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Гёте. Фауст.

Эту гётевскую фразу так и тянет продолжить, вложив в уста «благородного демона» Воланда другие крылатые слова о том, что он «совершает благо», «сея разумное, доброе, вечное»!

Дьяволы, сопровождающие своего предводителя, тоже не похожи на тех свирепых носителей зла, к которым все привыкли. Призванные согласно своему статусу безжалостно карать, они лишь по-отечески журят.

Вот и выходит, что в Москве объявилась не зловещая бесовская шайка (исчадие ада!), а дружная когорта воспитателей-наставников, строго следящих за соблюдением норм общепринятой морали! И выглядят эти «педагоги» этакими милыми чудаками, главное занятие которых — помогать влюблённым и оказывать услуги непризнанным писателям. Первых они воссоединяют, а для вторых вызволяют из небытия их бесценные рукописи, казалось бы сгоревшие дотла. И только граждан, свернувших на тропу порока (лжецов, лихоимцев-стяжателей и прочих чинуш-бюрократов), грозные повелители адовых сковородок накатывают. Да и то не очень строго — добродушными шлёпками.

Сам собой возникает вопрос: разве такие дьяволы бывают?

Нет, тут явно что-то не так!

Не мог Булгаков, хлебнувший и злого и доброго в предостаточном количестве, спутать чёрта с ангелом! Не мог принять носителя зла за сеятеля добра!

Неужели на этот раз сплоховал, промахнулся?..

Быть такого не может!

Но даже если предположить, что «промашка» всё-таки вышла, то почему она такая странная? И малоправдоподобная!

На непонятную «странность» булгаковских дьяволов литературоведы обратили внимание уже давно. К примеру, И.Л. Галинская (в книге «"Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова. К вопросу об историческо-философских источниках романа») с недоумением писала:

«Мастер сочинил почему-то "Евангелие от Сатаны", очень добром и справедливом. Маргарита стала ведьмой, а сам Сатана — почти единственный, кто совершает милосердные деяния...

На первый взгляд совершенно необъяснимый парадокс: любовь и творчество ведут к союзу с Дьяволом».

Поразмышляем над этой парадоксальной необъяснимостью!

О любви, ведущей к союзу с нечистой силой, мы поговорим немного позднее. Сначала обратимся к творчеству, которое самих творцов толкает в объятья «доброго» сатаны. И постараемся понять, отчего происходит это неожиданное «братание».

А что если Булгаков изобразил Воланда и его присных именно такими не просто так, анамеренно,специально?

Возможен такой пассаж?

Вполне! Ведь это же типичный булгаковский приём — прятать под одними «масками» своих персонажей совершенно другие «физиономии» и «лики», до поры до времени неведомые читателю! Не случайно же название романа начинается со слова «мастер»! Ведь мастер — это тот, чьи писания имеют двойной, тайный смысл!

Поэтому приглядимся к героям романа ещё раз! Ещё более внимательно! И, осторо-о-ожненько приподняв их большевистские «маски», попробуем выяснить, нет ли под ними каких-нибудь других неожиданных «ликов»...

Есть!

Есть новые «лики»!

И совершенно иной сюжет!

А шумный политический спектакль, который только что разыгрывался перед нами, что с ним? Он мгновенно рассыпался в прах! Ведь все его участники, поменяв «маски», приобрели новые облики, характеры и даже судьбы. И уже нет никакой коминтерновской карусели! И дьявольщина совсем уже не та! Во всяком случае, дьяволы как бы отодвинуты в сторону, на задний план. А сами персонажи (в их новом обличии) уже не имеют ничего общего с одиозными большевистскими вождями!

На кого же они похожи теперь?

Давайте сравним содержание булгаковского романа с фактами биографии самого автора! Посмотрим, что получится!

А получится удивительная вещь! Окажется, что основная сюжетная линия «Мастера и Маргариты» полностью совпадает с жизненным путём Михаила Булгакова!

Значит, перед нами роман автобиографический?

Да!

Чьи же «маски» разыгрывают в нём действо? И в какой из них воплощены авторские черты?