Вернуться к Э.Н. Филатьев. Тайна булгаковского «Мастера...»

Бал сатаны

Победоносный захват власти положено отмечать самым торжественным образом. И дьяволы-триумфаторы созывают помпезный конгресс КоминтернаВеликий бал у сатаны»), на который съезжаются лидеры коммунистического движения со всего мира (самые отпетые мошенники и преступники). Кульминационным моментом этого грандиозного большевистского шабаша становится посещение только что открывшегося мавзолея Ленина (для ритуального общения с мёртвой головой).

Вспомним, как этот мистический акт описан в романе: перед гостями бала возникает Сталин (Азазелло), держа в руках блюдо, на котором лежит мёртвая голова Ленина (Берлиоза). И вот Дьявол (Воланд) бросает на неё свой пронзительный взгляд.

«Тут же покровы головы потемнели и съёжились, потом отвалились кусками, глаза исчезли, и вскоре Маргарита увидела на блюде желтоватый, с изумрудными глазами и жемчужными зубами, на золотой ноге, череп. Крышка черепа откинулась на шарнире».

Вот тут-то перед гостями и появляется «бывший барон» Майгель. На сатанинский бал он приглашён самим Воландом, который представил своего гостя как...

«...почтеннейшего барона Майгеля, служащего в Зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы».

На дьявольский шабаш барона позвали всего лишь для того, чтобы... убить! Не успел Майгель войти, как к нему приблизились «чёрные и молодые» приближённые Воланда:

«Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло огнём в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду».

Приняв превращённый в ритуальный кубок (и наполненный кровью барона Майгеля) череп Берлиоза, Воланд прикоснулся к нему губами...

Кто же он такой — этот загадочный барон Майгель, в убийстве которого принимали участие некий Абадонна и Сталин (Азазелло), а кровью которого Каменев (Коровьев) наполнил череп самого Ленина (Берлиоза)? Что вообще хотел сказать Булгаков, вводя в свой роман этого мало кому запомнившегося третьестепенного героя?

Приглядимся к «бывшему барону»! Кто был его прототипом?

Ответ на этот вопрос литературоведам давно известен. Считается, что прообразом Майгеля является бывший белогвардейский офицер барон Б.Г. Штейгер, ставший в 30-х годах неизменным участником дипломатических раутов в Москве. Он даже попал в дневник Елены Сергеевны (в те места, где описывались посещения американского посольства) с упоминанием негласного прозвища «бывшего барона» — «наше домашнее ГПУ».

А вот что говорит о сыскных и стукаческих способностях Штейгера сам хозяин сатанинского бала:

«— Да, кстати, барон, — вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд, — разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Говорят, что она, в соединении с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать всеобщее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово — наушник, шпион. И ещё более того, есть предположение, что это приведёт вас к печальному копир не менее чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили придти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать всё, что можно».

И дьяволы «помогают» барону Майгелю отправиться в мир иной.

Фамилии Штейгер и Майгель очень похожи по начертанию. Вот и стали считать, что описанием смерти «бывшего барона» от рук чертей Булгаков как бы намекал на факт расстрела реального Б.Г. Штейгера чекистами (бывший барон был расстрелян 20 декабря 1937 года вместе с Енукидзе, Караханом и другими подельщиками). Как говорится в таких случаях, всё сходится тютелька в тютельку! И никаких сомнений относительно того, кто является прототипом «мастер-и-маргаритовского» барона, вроде бы возникать не должно.

Но они возникают!

И порождают массу вопросов!

За какие заслуги всемогущий Воланд оказывает «бывшему барону» такие «дьявольские» почести? И для чего вообще понадобилось вводить в роман эту блеклую личность, которая даже на сюжет не влияет и потому не задерживается в памяти читателей?

А что если «бывший барон» малозначительным персонажем кажется только нам, читающим роман спустя десятилетия после описываемых событий? Может быть, в 30-х годах роль, отведённая ему, была более весомой?

Попробуем разобраться!

«Барон Майгель». Сочетание заглавных букв («Б» и «М») обратное тому, что имеет место у Михаила Берлиоза — «М» и «Б». Получается, что Майгель в каком-то смысле антипод Берлиоза! В 30-х годах любой гражданин страны Великого Октября знал, что буквами «б» и «м» обозначаются непримиримые антиподы-антагонисты — большевики и меньшевики. И если в образе Берлиоза выведен Ленин, то в лице Майгеля мы имеем дело с...

С кем?

Ответ появится сам собой, если принять во внимание маленькую подсказку, которую оставил нам Булгаков, введя в фамилию «бывшего барона» слово «май». У кого из непримиримых антагонистов Ленина в фамилии было название весеннего месяца? У лидера меньшевиков Мартова!

Выходит, что на шумном коминтерновском сборище из большевистского черепа пилась меньшевистская кровь! Нечто подобное, с точки зрения Булгакова, и происходило на всех партийных съездах, партконференциях и конгрессах. Большевики с меньшевиками и были, по его мнению, той (единой и неделимой) нечистой силой, что ввергла народ великой державы в кровавый дьявольский «бал», правил которым сам сатана!

А теперь вспомним, как описан в романе уход из жизни Михаила Берлиоза. Это трагическое событие Булгаков преподносит так, что невольно возникают сомнения относительно естественности кончины главы Массолита.

В самом деле, умереть Берлиозу (Ленину) в романе «помогают» многие. Тут и Аннушка с её пролитым маслом (что это — намёк на яд?). Тут и комсомолка-вагоновожатая в алой повязке (медсестра? санитарка?), управляющая убийцей-трамваем (роковой шприц?). Тут и Коровьев (Каменев), чуть ли не подталкивавший обречённого «литератора» на трамвайные рельсы:

«— Сюда пожалуйте! Прямо и выйдете куда надо!»

Эти небольшие, но очень точные штрихи осторожно подводят читателя к мысли о том, что Берлиоза (Ленина) отправила на тот свет чья-то злая дьявольская воля. «Это насильственная смерть! — как бы подсказывает нам возникающий между строк голос автора. — Без дьявольского вмешательства здесь явно не обошлось!»

А смерть барона Майгеля (в том виде, как описал её Булгаков) подвергает сомнению естественность кончины и меньшевика Мартова! Хотя, как известно, умер он в Германии, то есть вдали от страны ненавистных ему большевиков. В романе же прямо заявлено, что санкцию на убийство «бывшего барона» (Мартова) дал глава сатанинской шайки, орудовавшей в Москве, а исполнителем воли шефа стал некто, кто носил тёмные очки и кого звали Абадонной. Кто скрывается под таким экзотическим именем?

На этот вопрос Булгаков ответил ещё в романе «Белая гвардия». Там к Алексею Турбину (практикующему у себя на дому врачу-венерологу) приходит пациент и заводит разговор о некоем «антихристе», «злом гении», уехавшем в «город дьявола», то есть в Москву.

«— Батюшка, нельзя так, — застонал Турбин... — Про какого антихриста вы говорите?..

— Он молод. Но мерзости в нём как в тысячелетнем дьяволе... и трубят уже, трубят боевые трубы грешных полчищ и виден над полями лик сатаны, идущего за ним.

— Троцкого?

— Да, это имя его, которое он принял. А настоящее его имя по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион, что значит — губитель».

Значит, Абадонна (как и Лиходеев) — это Троцкий...

Таким образом, в дьявольскую шайку, захватившую пролетарскую столицу, Булгаков включил всю большевистскую верхушку: Ленина, Троцкого, Каменева, Зиновьева, Сталина. А во главе этой бесовской компании поставил самого Сатану! И облачил свой хлёсткий политический памфлет в изящные одежды увлекательного мистически-сказочного сюжета! В результате получился захватывающий зашифрованный рассказ об истерзанной России, попавшей в когти кровожадным дьяволам!..

Именно к такому толкованию и приводит сопоставление содержания булгаковского романа с реальными событиями, происходившими в Стране Советов в 1924 году.

И сразу всё становится на свои места! Исчезают головоломные загадки, пропадает непонятная мистическая чертовщина! Остаётся лишь выстраданное годами горестных раздумий и вызывающее столько тревожных ассоциаций удивительное историческое исследование. Или своеобразный «Краткий курс истории большевизма», в котором Булгаков выступает как историк, как летописец своего непростого времени. Не случайно он взял себе в помощники-консультанты единственного в мире специалиста по большевистским рукописям — сатану.

«— А-а! Вы историк? — с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.

— Я — историк, — подтвердил учёный и добавил ни к селу ни к городу: — Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!»

А теперь уделим внимание ещё одному необычному персонажу! Рассказ о нём выделен в самостоятельный сюжет, который является как бы своеобразным романом в романе. Знакомят нас с этим персонажем два рассказчика: мастер, автор книги о тех давних временах, и Воланд, непосредственный очевидец событий...

— Речь идёт о Иешуа Га-Ноцри или Иисусе Христе! — уже готов воскликнуть догадливый читатель. И он был бы абсолютно прав, если бы... Если бы булгаковский мастер не утверждал, что написал роман вовсе не об иудейском проповеднике, а об одном из тех, кто послал его на мученическую смерть.