Вернуться к В.Н. Есенков. Страсти по Булгакову

Об авторе

ЕСЕНКО́В Валерий Николаевич (25.9.1935, Ярославль) — прозаик.

Родился в семье военнослужащего. Отец из курских мастеровых. Род матери — ярославский, потомственные сельские священники, почти все были репрессированы, по этой причине она не могла получить высшего образования.

В 1958 году В. Есенков окончил с отличием историко-филологический факультет Ярославского педагогического института. Работал учителем литературы и истории в сельских школах Читинской и Липецкой областей, затем в Ярославле в школе рабочей молодежи, в театральном и культпросветучилище до 1988 года.

Писать начал в детстве: создавал комедии на темы из школьной жизни.

К биографической прозе В. Есенков пришел не сразу. Работая в сельской глуши в конце 1950-х — начале 1960-х гг., прочитал академическое Собрание сочинений В.Е. Белинского и был поражен эволюцией взглядов революционного демократа. Так появилась повесть «Неистовый» (1964, не издана). В 1960-е были написаны и другие повести о русских писателях (Гоголе, Гончарове, Толстом). Попытки опубликовать их долго были безуспешными. Первая публикация состоялась только в 1982 году, это была повесть «Железная зима» о Ф.И. Тютчеве (со вступительной заметкой В. Кожинова), но она прошла не замеченной критикой.

В 1968 году появились журнальные публикации: в журнале «Подъем» — повесть о Гоголе «Совесть», в «Волге» — роман о Гончарове «Отпуск». Повесть «Совесть» о трагической кончине писателя была высоко оценена критикой. С. Чупринин заключал в послесловии: «Запомним это новое имя» (Подъем. — 1968. — № 5. — С. 24). Однако Ф.Ф. Кузнецов в «Новом мире» (1983. — № 12) третировал В. Есенкова за «карикатуру» на образ Белинского в этой повести. Эта статья стоила В. Есенкову расторжения договора на книгу о Белинском в серии «ЖЗЛ», журналы также отклонили несколько принятых к публикации рукописей. Только Ю.М. Лотман, понимая неприглядность расправы над начинающим автором, поддержал В. Есенкова в личном письме: «Гоголь — самое трудное, почти недостижимо трудное у Вас получился. Вообще же у Вас есть талант живописи: Иерусалим и Рим прекрасны, масса зримых деталей разбросана по всей книге. Бесспорно, центральная из сцен — сцена у Пушкина, и о ней надо поговорить особо. Это, конечно, труднейший момент, и я ждал его с нетерпением и некоторым страхом: угроза банальности, иллюстративности и замены живой сцены кукольной комедией здесь особенно велика. И с радостью скажу, что опасения мои не оправдались — сцена убедительна» (Архив В.Н. Есенкова).

В 1990 году В. Есенков завершил объемное жизнеописание «Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове». В.Я. Лакшин успел при жизни познакомиться с рукописью и стал первым ее рецензентом: «Я был знаком с прежними биографическими повествованиями Валерия Есенкова и нахожу в них два немалых достоинства: хорошее, порой дотошное знание предмета и литературную культуру изложения. Этими свойствами отмечена и рукопись «Рыцарь...» <...> Беллетристическая транскрипция его (Булгакова. — Е.Д.) судьбы выполнена тактично и со знанием дела. В некоторых отношениях автор проявляет самостоятельность в трактовке событий жизни писателя, вступая в достаточно убедительную полемику с известными версиями» (Архив журнала «Знамя»).

Но обстоятельства переменились. «Рыцарь» появился лишь семь лет спустя, в 1997-м, став «явлением года» (К. Степанян). Книга имела резонанс как синтез художественного и научного постижения личности великого русского писателя. Высокую оценку дал ей Ю. Лощиц: «Существование писателя Валерия Есенкова есть факт непреложный, более того скажу: рано или поздно Есенков должен был прийти в литературу (пусть под другим именем), и он пришел. Подлинное творчество всегда есть процесс нагнетания, как правило, с помощью надежных средств. Его доказательства все более мрачной и давящей загнанности Булгакова, обрекающей в конце концов на неизлечимую болезнь, почти всегда безупречны» (День литературы. — 1998. — Апрель).

В. Леонтьев отозвался так: «Сухая документалистика и «канонические мифы» — вот Сцилла и Харибда, меж которыми необходимо пройти автору биографического романа. И Валерию Есенкову это вполне удалось. Не памятник, не застывший в бронзе и подернутый патиной образ видим мы, а живую, сложную и многогранную личность» (Труд. — 1998. — 20 февр.).

В творчестве В. Есенкова последних лет роман «Иоанн, царь московский, Грозный» (1998—2000) занимает особое место. Автор отбрасывает либеральную легенду о безумном деспоте, распутнике и живодере, которому будто бы всюду мерещились несуществующие измены и заговоры. В итоге исследования Иоанн предстает у В. Есенкова как великий русский государь и выдающийся полководец, успешно защищавший Московское царство как от мусульманской опасности с востока и юга, так и от католической опасности с запада.

Остаются неопубликованными повести «Неистовый», «Казнь», повесть о Гоголе «Скитания», повести о Гончарове «Ожидание» и «Отставка», повести о Льве Толстом «Смятение» и «Возвращение к себе», пьеса о Булгакове «На кресте».

В работе В.Н. Есенков использует архивные документы, погружается в творческую историю произведений. Личность, характер, обстоятельства жизни, состояние общества, самый воздух эпохи, мотивы и процесс создания произведений стали главной темой его творчества. В прозе В. Есенкова точность соединяется с чистым, выразительным языком.

Соч.: Железная зима // Истоки. — М.: Молодая гвардия, 1982; Совесть // Подъем. — 1983. — № 4—5; Три дня в августе // Север. — 1987. — № 1—2; Отпуск. — М.: Современник, 1985; Три дня в августе. — М.: Современник, 1989; Дуэль четырех // Грани. — 1994. — № 171; Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове. — М.: Классика плюс: Зодчий-К, 1997; Совесть. Игра. — М.: Армада, 1998; Дуэль четырех. — М.: Астрель, 2002; Кромвель. — М.: Астрель, 2002.

Лит.: Кузнецов Ф.Ф. В кривом зеркале // Новый мир. — 1983. — № 12. — С. 227—241; Лошиц Ю. Одиночество // День лит-ры. — 1998. — Апр.; Леонтьев В. Между памятником и легендой // Труд. — 1998. — 20 февр.

Е.К. Демиховская

Источник: Русская литература XX века: прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографический словарь. Том 1. А— Ж. — М: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — С. 712—713. — /Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/.

Примеч. издателя: За десять лет после выхода в свет указанного Биобиблиографического словаря вышло несколько новых произведений В.Н. Есенкова, а также публикаций о нем. При подготовке вступительной статьи в настоящем издании развернуты сокращения, принятые в словарно-справочной литературе, даты дополнены (для удобства чтения) обозначениями: г., гг., год(ы) — в соответствующих падежах.