Вернуться к В.И. Немцев. Способы анализа произведений Михаила Булгакова: Читательское пособие

Программа спецкурса «Личность и творчество Михаила Булгакова» для школьников старших классов средних учебных заведений в объеме 20 аудиторных часов

Пояснительная записка

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940), один из наиболее ярких и известных русских писателей советского периода, по-прежнему пользуется популярностью среди читателей. Многим учащимся средних учебных заведений он интересен вдвойне, поскольку некоторые его произведения входят в круг обязательного чтения, и к тому же еще он просто прекрасный прозаик.

Тем не менее, творческое наследие Булгакова воспринимается по-разному. Не каждое художественное явление вызывало такую горячую полемику среди читателей и специалистов-литературоведов. До сих пор писатель воспринимается многими неоднозначно, а его произведения, такое, например, как роман «Мастер и Маргарита», труден для школьного анализа. Даже экранизации и инсценировки этого романа, несмотря на весьма выигрышный драматургический материал, не стяжали большого успеха.

Собран колоссальный биографический материал о жизни Булгакова в Москве и Киеве, по нему даже изучают географию этих великих городов. Только о творчестве беллетриста и драматурга не сложилось единого мнения. Впрочем, это лишь свидетельствует о значительности места, занимаемого писателем в истории литературы.

Надо сказать, что все перечисленные обстоятельства сопутствуют великим художникам. Тем интереснее изучать их жизнь и их произведения.

Лекционные занятия в предлагаемом спецкурсе по литературе строятся таким образом, чтобы в разговоре была затронута значительная часть наследия М.А. Булгакова и очерчен его жизненный путь. Последнее немаловажно для всякого читателя, ибо зачастую служит сильным побудительным мотивом для понимания его взглядов на мир, причудливо отразившихся в произведениях, а также для ориентиров в познании идейной сути произведений.

Искусство, и в немалой степени художественная литература, играют заметную роль в духовном мире личности: редкого человека не захватывало чтение книг или хотя бы одной книги. На примере Булгакова это особенно видно.

Темы лекционных занятий

1. Киевский период жизни писателя. Гражданская война как общая тема литературы и интеллектуального общения того времени.

2. Начало творческого пути. Юг России и «нэповская» Москва. Литературные взаимоотношения.

3. Ранние рассказы и пьесы. Повесть «Собачье сердце». Роман «Белая гвардия».

4. Преломление писательской биографии в произведениях. Вопрос о прообразах и об «авторском лиризме».

5. Роман «Мастер и Маргарита» как сложное эстетическое явление. Критическая и исследовательская литература о романе. Система героев. Композиция.

Вопросы по спецкурсу

1. Какие основные вехи творческого пути М.А. Булгакова вы можете назвать?

2. Что было, на ваш взгляд, главным в его жизни?

3. Назовите два разных произведения М.А. Булгакова. Объясните, что в них общего?

4. Какое произведение М.А. Булгакова вам нравится меньше других, и почему?

5. Какие литературные традиции можно отметить в произведениях писателя разного времени?

6. Знаете ли вы, когда впервые были напечатаны самые известные произведения писателя?

7. Перечислите литераторов, с которыми был знаком М.А. Булгаков.

8. Какие места Москвы узнаются в произведениях писателя?

9. Расскажите о том, кем и где работал М.А. Булгаков.

10. Что вам известно о семье М.А. Булгакова?

11. О каких произведениях искусства говорят и думают герои писателя? Почему?

12. Насколько точно в его последнем романе переданы события Нового Завета?

13. Сколько раз вы перечитывали роман «Мастер и Маргарита»? Что вас в нем задело?

14. Объясните, почему булгаковский Мастер писал свой роман, несмотря на то, что он принес ему одни страдания?

15. Смотрели ли вы хоть одну пьесу М.А. Булгакова? Какое впечатление?

16. Что бы вы хотели прочитать о М.А. Булгакове и его произведениях?

Основная литература по спецкурсу

Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5-ти т. М., 1989—1990.

Возвращенные имена русской литературы. Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ / Отв. ред. В.И. Немцев. Самара, 1994. 197 с.

Немцев В.И. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова: Учеб. пособие для студентов филол. фак. Материалы к лекциям. Самара, 1999. 142с.

Лакшин В.Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Лакшин В.Я. Пути журнальные: Из литературной полемики 60-х. М.: Советский писатель, 1990. С. 214—264.

Мягков Борис. Булгаковская Москва. М., 1993. 224 с. Илл.

Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара, 1991. 164 с.

Немцев Владимир. Рецензия на сборник сочинений венгерских школьников «Булгаков и Высоцкий: избранные труды молодых авторов» // Русский язык сегодня: Журнал: A Régiók Interkulturális és Orosz Nyelvi Egyesületének folyóratárata. Budapest, XIX, évfolyam, 2012/50—51, szám. S. 44—45.

Немцев Владимир. Рим у Михаила Булгакова: Статья // Rome and Russia in the 20th Century: Literary, Cultural and Artistic Relations Rome, 18—20 June 2007 / Toronto Slavic Quarterly: The Department of Slavic Languages and Literatures. № 21 — SUMMER 2007 // http://www.utoronto.ca/tsq/21/ [Канада. Торонто, 2007. № 21].

Немцев В.И. Воланд и семантика «врага» в России (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016. Т. 18. № 2—2. С. 195—204.

Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1989. 432 с. Илл.

Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд. М., 1988. 496 с. Илл.