Вернуться к Ю.П. Любимов. Сценическая адаптация «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова

Юрий Любимов. Предисловие

Мне хотелось к 10-летию Театра «На Таганке» поставить одну из самых любимых мною книг. От моего умершего друга Н.Р. Эрдмана я много слышал о скорбной жизни блестящего мастера М.А. Булгакова. Я хотел весь накопленный десятилетний опыт театра, его лучшие сценические находки отдать человеку со столь грустной судьбой.

Никто не верил, что мне разрешат, даже артисты. Начальство, как всегда, заявило, что нашему народу это не надо, и денег на постановку не дадут.

Я взял куски старых декораций, занавес Гамлета, который мог метаться по сцене в любом направлении, как мы грешные. Крыльцо из «Обмена» Ю. Трифонова, Маятник-часы, на котором каталась компания Воланда, трибуну из бедного запрещенного «Живого», великолепной повести Б. Можаева, к счастью, еще живого. Повесть высоко оценили А. Солженицын, Н. Эрдман, Ю. Трифонов и миллионы читателей. Кубики из спектакля о В. Маяковском «Послушайте». Золотую раму от Мольера «Тартюф», в которой восседал Пилат. Его любимую собаку Банга, к сожалению, пришлось нанимать. И так мы обошлись без советских денег. Я ездил по бесчисленным ведомствам, в ЦК, министерства, управления, в комиссию по творческому наследству, к председателю К. Симонову; вся комиссия дала хороший отзыв, проявив мужество.

Затратив 3 года, к 13-летию театра, нам удалось сыграть спектакль, несмотря на все угрозы и недовольство начальства. Христос много лет ходил по сцене ныне убитого театра. Произошло чудо.

Выгнав меня, атеисты, разумеется, закрыли и спектакль.

Юрий Любимов

P. S. Болонья — 85 год.

Благодарю В. Дячина, замечательного человека, так странно и нелепо погибшего (он был сбит черной «Волгой» Начальника), актеров, всех друзей театра, которые помогли выпустить спектакль на свет Божий.