Вернуться к Б.С. Мягков. Родословия Михаила Булгакова

Михаил Булгаков и Москва (от автора-составителя)

«...Весь корабль сложен из чужих досок, но у него своя стать».

Осип Мандельштам

Булгаков... Михаил Афанасьевич Булгаков. Писатель... Драматург... Человек...

Если при упоминании этого имени на обложке или в начале книги у раскрывшего ее читателя не дрогнет сердце, не отзовется чувствительной струной что-то внутри — знакомое, таинственное, щемящее, — то такой читатель может спокойно отложить эту книгу в сторону. Ведь она рассчитана в первую очередь на человека, подготовленного к ожидаемой и новой встрече с этим блистательным отечественным литератором, талантливейшей и умнейшей личностью. Рассчитана на знающего (пусть для начала немного) его произведения, прозу и пьесы, героев его книг. Знающего и воспринимающего все это одобрительно, а может, и восторженно, с интересом и любопытством, но уж никак не равнодушно.

Но прежде чем добрый читатель погрузится в булгаковскую биографию и хитросплетения родословного древа писателя, хочу рассказать ему о книгах из цикла «Михаил Булгаков и Москва», которые могут в скором времени попасть в его нетерпеливые руки. И пусть «потенциальный книговладелец» не рассчитывает на легкий читательский труд. Ему, возможно, придется воскресить в памяти забытые булгаковские страницы, а кое-что и перечитать заново, что тоже не трагедия. Тогда мы можем ему в чем-то и позавидовать: он впервые для себя познакомится с героями «Белой гвардии», «Жизни господина де Мольера», «Театрального романа», «Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты»...

В иллюстрированной серии изданий о жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова отражаются не только его творческая биография, родословная его жизни и родственные связи, но и дается анализ творчества писателя (в первую очередь на московском материале), его взаимоотношений с культурной и литературно-театральной московской средой и атмосферой, рассказывается о критике (как ему современной, так и последующих лет), открывается творческая лаборатория художника, с выявлением прототипов героев его произведений, их литературной топографии, биографических и поэтических мест и адресов.

Жизнь и творчество выдающегося русского писателя-москвича XX века Михаила Афанасьевича Булгакова (1891—1940) неразрывно связаны с Москвой. Именно в Москве М.А. Булгаков реализовался как журналист и эссеист (работа в газетах «Накануне», «Гудок», публикации в журналах и альманахах), прозаик (сборники повестей и рассказов) и драматург (пьесы для МХАТ, Большого театра). Москва — место действия многих произведений М.А. Булгакова («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Театральный роман» и др.).

В эту серию входят книги с рассказом об интерпретациях произведений М.А. Булгакова в зрелищных искусствах (театре, кино, телевидении), начиная от детских и юношеских «дачных» спектаклей, где Миша Булгаков был и сочинителем, и режиссером, и актером, и с продолжением театральной биографии его произведений при жизни драматурга, вплоть до наших дней. Одна из книг серии повествует о друзьях и знакомых писателя в разные периоды его жизни, мемуаристах и «вспоминателях», о взаимоотношениях Булгакова с ними. Еще одна книга — краткие биографии-рассказы о критиках писателя в современный ему период и в наши дни: дается обзор научных исследований биографии и творчества Булгакова, сообщается об отдельных ученых — филологах и искусствоведах, как в нашей стране, так и за рубежом, посвятивших свои научные изыскания, кандидатские и докторские диссертации литературному наследию писателя.

Книги серии «Булгаков и Москва» (каждая общим объемом в пределах 20 авторских листов) имеют впервые и эксклюзивно применяющийся в научно-популярном литературоведении и культурологии единый стиль состава и оформления: общепояснительный текст в обязательном порядке сопровождается графическими схемами-листами тематических «генеалогий», дополняется фотографиями и иллюстрациями; приложены соответствующие аннотированные библиографии, предметные и именные указатели. Такая концепция подачи материала представляется в отечественной издательской практике также впервые.

Предполагается передать в руки читателей, любящих творчество М.А. Булгакова и интересующихся литературой о нем, семь таких книг. Рассматриваемую далее (первую в серии) книгу «Родословия Михаила Булгакова» читатель уже держит в руках.

Эта книга рассказывает о личности и родственных связях выдающегося отечественного писателя и драматурга, развернуто показаны основные вехи и этапы его творческой биографии, главным образом московского (1921—1940 гг.) периода его жизни. На базе архивных документов исследуются родовые исторические корни и родственные связи семей Булгаковых и Покровских (отца и матери писателя), также помещены краткие жизнеописания родных и близких М.А. Булгакова. Включена наиболее полная и выверенная по последним биографическим изысканиям «генеалогическая родословная схема», включающая около трёхсот имен-персонажей ближних и дальних родственников и свойственников писателя. Большое количество фотографий этих персонажей, библиография русских изданий романа «Мастер и Маргарита» (более 170 позиций) и избранная аннотированная библиография книг и материалов (более 120 позиций) о жизни и творчестве М.А. Булгакова дополняют это издание, делая его интересным не только для специалистов-литературоведов, но и для широкого круга читателей-москвичей, всех поклонников творчества писателя (особенно для студентов-гуманитариев и школьников-старшеклассников).

Следующая книга — «Путешествие по булгаковским местам, или Страна Булгаковландия», написанная в жанре литературной топографии, литературных путешествий, литературного детектива, посвящена местам и адресам, маршрутам и дорогам, связанным с творческой биографией М.А. Булгакова, его литературным героям и их прототипам. Главным образом путешествия читателя будут проходить по московским улицам и переулкам, но при этом без внимания читателя-путешественника не останутся и другие места, где бывал писатель и герои его произведений: Смоленский край, Саратов, Киев, Крым, Владикавказ, Ленинград, Подмосковье. Приложенная к книге путеводная карта-схема «Древо литературных странствий» по «Стране Булгаковландии», воспроизводящая необходимые фрагменты планов городских улиц и переулков, планы местностей, а также тематическая библиография книг и материалов о жизни и творчестве М.А. Булгакова дополняют это издание, делая его интересным не только для специалистов-литературоведов и историков-краеведов, но и для широкого круга читателей; обилие же фактического материала, включение в ткань повествования малоизвестных текстов писателя, конкретность изложения с элементами литературного детектива в описании поисков адресов и их прототипов смогут сделать эту книгу не только путеводителем по булгаковским литературным местам, улицам и переулкам, но и подлинным гидом в путешествии по многим страницам творчества М.А. Булгакова.

Третья книга имеет сложное название: «Булгаковедческий роман, или Литературное древо современного булгаковедения: персоналии и комментарии». Она представляет собой художественное историко-документальное исследование российского и мирового булгаковедения. Особый упор делается на характеристику «персонажей» главного булгаковского города — Москвы, а также не забыты вниманием исследователи-булгаковеды Санкт-Петербурга, Киева, Самары, Саратова, Вологды, Воронежа, Коломны, Смоленска, Донецка, Павлодара, ученые Италии и Польши, Эстонии и Израиля... В книге, написанной на основе опубликованных статей литературоведов и искусствоведов, материалов многочисленных булгаковских чтений и конференций, писем коллег к автору и др., показывается далеко не однозначный «булгаковедческий мир», сообщество «единолюбцев» писателя, но далеко не всегда — единомышленников; в юмористическом, шутливо-пародийном ключе рассказывается о творческих (и не только) спорах, полемике, межгрупповых противостояниях, литературной борьбе и т. п. Графическая схема «Литературное древо современного булгаковедения» включает в себя более 100 персонажей, расположенных на «стволах» и «ветвях» по направлениям исследовательских тематик. Такое представление создано впервые в истории мирового литературоведения и не имеет аналогов ни в одной из областей. Тематическая библиография, фотопортреты исследователей, дружеские шаржи и эпиграммы на них дополняют это издание, делая его интересным и полезным не только для литературоведов, но и для всего круга читателей, любящих творчество М.А. Булгакова, и особенно для студентов-гуманитариев творческих вузов.

Четвертая книга серии — «Вокруг М.А. Булгакова (Спутники М.А. Булгакова), или Булгаковский роман с друзьями» — написана совсем в ином жанре. Она представляет собой рассказ о друзьях и знакомых Булгакова в разные периоды его творческой жизни, причем наибольшее место отведено его общению с москвичами. Начиная с гимназической и студенческой юности будущий писатель всегда был окружен близкими ему по духу людьми. Позже, уже в Москве, дом Булгакова и его семьи представлял собой своего рода литературно-театральный клуб, охотно посещаемый в 1920—30-е годы московской интеллектуальной элитой и творческой интеллигенцией. Повествование в книге ведется на базе многочисленных мемуаров и воспоминаний, переписки, дневников, архивных и семейных материалов. Подробно освещены темы «Булгаков и газета «Гудок»», «Булгаков и пречистенцы», «Булгаков и МХАТ», «Булгаков и Большой театр» и др. В ткань рассказа включены малоизвестные и неопубликованные произведения писателя. Графическая схема «Древо булгаковских друзей», фотографии, эпиграммы и шаржи, тематическая библиография мемуаристики о М.А. Булгакове делают данное издание интересным для широкого круга читателей.

Название следующей книги говорит само за себя и не нуждается в большом комментарии: «Михаил Булгаков в зрелищных искусствах: театр, кино, телевидение». Книга, снабженная значительным иллюстративным материалом, рассказывает о Булгакове-драматурге, творившем во многих жанрах искусства. Это повествование об истории создания спектаклей по его пьесам и сценической (или экранной) судьбе произведений писателя (как при его жизни, так и за последующие годы). Рассказывается о режиссуре спектаклей и кинофильмов, приводятся фрагменты критических рецензий и полемики в прессе, даются творческие портреты ведущих исполнителей главных ролей и т. п. Графическая схема «Искусствоведческое булгаковское древо» включает в себя сведения о более чем 100 постановках спектаклей, инсценировках, театральных, кино- и видеоверсиях произведений писателя и драматурга. С учетом театроведческой тематической библиографии и библиографии по другим видам зрелищных искусств можно с уверенностью считать, что данное издание будет полезно не только специалистам-искусствоведам, но и всем читателям, интересующимся драматургическим наследием М.А. Булгакова и его практической дорогой к зрителю (в особенности это относится к студентам театральных и творческих вузов). Тематическое приложение к ней — «Фотобиография М.А. Булгакова» — включает в себя всю известную иконографию и фотографии мест, где ему приходилось бывать и жить.

В шестой книге — «Литературные герои в творчестве М.А. Булгакова» — делается попытка рассказа об основных персонажах произведений писателя, рассматривается концепция представления всего его творческого наследия как единого целого текста. В этом издании выбрано 100 героев прозы и драматургии Булгакова для оценки их значимости в художественном творчестве писателя и драматурга, для исследования их характеров и значения в общем контексте булгаковских произведений. Из многочисленных героев Булгакова (количество их трудно поддается прямому подсчету: например, только в романе «Мастер и Маргарита» исследователи выделяют до 500 различных персонажей и действующих лиц) в книге рассматриваются лишь основные герои из главных произведений писателя. Это романы «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Записки покойника», «Жизнь господина де Мольера», повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Тайному другу», пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и др., наиболее известные рассказы и очерки. Сведения о персонажах даются в соответствии с рассматриваемым произведением, с анализом их значимости в книге, с оценкой и выявлением (при необходимости) их историко-культурных, литературных и биографических прототипов. Графическая схема «Родословное древо литературных героев М.А. Булгакова» дополняет книгу. В книге использованы фрагменты иллюстраций к произведениям писателя, фотографии сцен из спектаклей, кадры кино- и видеофильмов. Приложена тематическая аннотированная библиография. Книга рассчитана на студентов-гуманитариев средних и высших образовательных учреждений, старшеклассников и на широкий круг читателей.

Книга седьмая и последняя в этой серии — «Библиографический роман с Михаилом Булгаковым» — представляет собой сокращенный и упрощенный для пользователя (литературоведа, студента, школьника) вариант составляемого в настоящее время при патронаже «Русского библиографического общества» сводного «Библиографического указателя жизни и творчества М.А. Булгакова». Фрагменты его публиковались в различных булгаковских и булгаковедческих сборниках последнего времени, в журнальном варианте выходили в изданиях «Библиография», «Мир библиографии». Включение тематических аннотированных выборок из такого «библиоуказателя» предусмотрено во всех книгах данной серии. В базовом тексте отмечены этапы истории булгаковедческих библиографических поисков и их результаты с аннотациями отдельных книг и изданий. Графическая схема «Библиографическое булгаковское древо» зрительно воспроизводит основные направления библиографических поисков, показывает результаты такой работы. Книгу дополняют именной и предметный указатели. Данное издание рассчитано на читателей, желающих углубленно изучить творческое наследие писателя и драматурга, а также на литературоведов, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей и библиотечных работников.

Завершая краткое представление готовящихся к изданию книг тематической литературоведческой серии «Михаил Булгаков и Москва», отметим, что, подобно А.С. Грибоедову, отразившему в бессмертной комедии «Горе от ума», как в капле воды, весь мир «грибоедовской Москвы», замечательный московский писатель Михаил Булгаков, продолжая великие классические традиции русской литературы, создал свой «блистающий мир» — «Москву булгаковскую».

«Рукописи не горят», — заявляет герой «Мастера и Маргариты». Судьба произведений Булгакова подтвердила это. И если при жизни писателя вряд ли кому бы в голову пришло назвать его «классиком», то на глазах нашего, особенно молодого, поколения выросла и укоренилась непреходящая литературная слава Михаила Булгакова. Он дорог людям как писатель и интересен как человек, воплотивший в своей судьбе достоинство и мужество художника, Мастера на все времена. Для его славы уже ничего не нужно, он нужен для нашей славы, для торжества отечественной культуры.

Борис Мягков