Вернуться к В.Г. Сидоров. Расшифрованный Булгаков. Повседневная жизнь эпохи героев «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца»

Глава 3. Идеологический удар

Если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха.

М.А. Булгаков

Сила чудовищного удара

Живущие сегодня помнят советскую пропаганду в 1960—1980-е годы, когда коммунистическая идеология больше всего напоминала сдувшуюся автомобильную камеру.

Самый страшный идеологический удар нанесен был по обществу в годы Гражданской войны. Большевизм, анархизм, эсеровщина, разного рода «зеленые» движения крестьян, национальные движения (петлюровщина, например) — и каждое движение со своими идефиксами.

Национальные социалисты и крестьянские повстанцы были еще самыми нормальными — предполагали построение социалистического общества, но не каких-то утопических анархизмов и коммунизмов. И не планировали отмену самых основ общественной жизни: искусства, литературы, семьи, денег и собственности.

В Гражданскую везде, где появлялась Совдепия, бывшим и ненужным в одночасье оказалось все, что несли в себе и считали важным решительно все классы общества.

Однофамилец и вероятный дальний родственник Михаила Афанасьевича, Сергий Булгаков 21 февраля 1918 г. писал Флоренскому: «Живу я под гнетом тревог за своих, которые вместе с другими жителями Крыма подвергаются обработке рабоче-крестьянского правительства, и скорби о бывшей России (верно, все у нас теперь бывшее: бывший царь, бывшая армия, бывшая Россия)».

В Гражданскую войну коммунисты отменяли деньги и семью, ожидая прям сейчас, ну прямо вот на глазах рождения их ненаглядной утопии.

В 1921—1929 годах общество тоже всячески «переустраивали», но все же не настолько агрессивно.

Ведь, по мнению большевиков, культурные традиции России должны пойти на слом. Они полагали «необходимым» построить некое новое общество, выбросив на помойку всю прежнюю культурную традицию: примерно как неведомый пролетарий предлагал выбросить из Исторического музея «никому не нужные черепки» и построить в здании фабрику.

После «переворота Сталина» строился некий реальный социализм — такой, какой вообще можно построить. Коммунизм откладывался на неопределенный срок, социальную инженерию вообще «прикрыли», пересажав самых агрессивных.

До «переворота Сталина» речь шла о сотрясении самых основ вообще всякого общества. Общества как такового и культуры как таковой. Об уничтожении семьи, культуры и искусства. Причем вовсе не в переносном смысле слова.

В первой половине эпохи Булгакова новые власти России истово строили это самое «светлое будущее». Помогали властям толпы людей, с весьма разными целями.

Борьба с химерой культуры

Не лучший из отечественных приоритетов: в 1913 году Кандинский намалевал первую в мире абстрактную «картину». И началось... Словно из чертовой подмышки полезли: супрематизм, футуризм, симультанизм, кубизм, дисумбрационизм... кажется, забыл что-то еще... Надеюсь, читатель простит меня, если я не назову еще парочки революционных направлений в искусстве?

Каждое из этих направлений имело свою теорию, порой запутанную и сложную, свой дух и традиции. Знатоки ухитрялись различать творения симультанистов и футуристов.

Если бы они просто малевали... Новое искусство виделось «художникам» как способ изменения мира — прямо как Карлу Марксу. В эпоху неладной нашей перестройки русские авангардисты: Кандинский, Малевич, Альтман, Шагал, Штеренберг, Филонов представлялись великими художниками, которых из каких-то подлых соображений раздавил нехороший, злой Сталин. Самих же авангардистов изображали невинными жертвами гонений.

О нет! Они не были невинными жертвами. В последние годы перед Первой мировой войной и во время войны, в ходе Гражданской войны и в первые годы Советской власти все они занимали очень даже активную позицию. Все они были учителями народов и провозвестниками новой эры. В чем-то даже революционнее политических коммунистов: коммунисты-то считали, что гениальные теории великого Маркса вытекают из всей прежней духовной истории человечества. И что коммунизм станет естественным продолжением истории. Многие коммунисты считали нужным и полезным изучать историю и приобщать массы к культуре.

Авангардисты же хотели всю предшествующую культуру — уничтожить. В самом буквальном смысле слова. Комфут (коммунист-футурист) Давид Штеренберг в 1918—1920 годах занимал пост главы Отдела ИЗО Наркомпроса.

Что тут было!!! Было велено вышвырнуть из всех музеев «всякую рухлядь», всех этих Суриковых и Левитанов, и повесить на их место творения «передового искусства». В конечном счете нужного количества «передовых» безобразий все равно не нашлось, бесценные произведения «отсталого» искусства какое-то время повисели в запасниках и тихонько вернулись на подобающие им места, — но какова сама по себе попытка?

В ту же пору Малевич в своих статьях прямо требовал «создания мирового коллектива по делам искусства» и учреждения «посольств искусств во всех странах», «назначения комиссаров по делам искусства в губернских городах России», «проведения новых реформ в искусстве страны». Потому что «кубизм, футуризм, симультанизм, супрематизм, беспредметное творчество» — это искусство революционное, позарез необходимое народным массам. Необходимо «свержение всего академического хлама и плюнуть на алтарь его святыни».

Не могу сказать, что именно отражают несовпадение спряжений и падежей в этих выкриках Малевича — революционную форму или попросту плохое владение русским языком. Но, во всяком случае, так он видел роль того, что малевали эти лихие ребята. Скажем, бесценного полотна «Черный квадрат» самого Малевича, порхающего над городом Деда Мороза у Шагала и прочего авангардистского безумия.

Уже после того, как советская власть перестала безоговорочно поддерживать и совать во все дырки «авангардизм», Павел Филонов возмущенно писал: «Класс, вооруженный высшей школой ИЗО, даст для революции больше, чем деклассированная куча кремлевских придворных изо-карьеристов. Правое крыло ИЗО, как черная сотня, выслеживает и громит «изо-жидов», идя в первых рядах советского искусства, как при царе оно ходило с трехцветным флагом. Заплывшая желтым жиром сменовеховская сволочь, разряженная в английское сукно, в кольцах и перстнях, при цепочках, при часах, администрирует изо-фронт, как ей будет угодно: морит голодом, кого захочет, объявляет меня и мою школу вне закона, и раздает своим собутыльникам заказы»1.

Наверное, Филонова больше устраивала жизнь, при которой именно он и его собутыльники объявляли вне закона и морили голодом «не своих», а сами заплывали желтым жиром и шли в первых рядах советского искусства.

О «новых поэтах» и «новых писателях» уже писалось...

Злодей Сталин и их отстранил от кормушки. Надо же, какой он нехороший!

Попытки отменить семью

«Уничтожение семьи» открыто провозглашалось Марксом и Энгельсом как важнейшая цель пролетарской революции — наряду со стиранием различий между городом и деревней, уничтожением «частной наживы, наемного труда, провозглашение общественной гармонии»2.

Коля Бухарин по партийной кличке Балаболкин утверждал, что «в коммунистическом обществе вместе с окончательным исчезновением частной собственности и угнетения женщины исчезнут и проституция, и семья».

Лева Троцкий же писал: «место семьи как замкнутого мелкого предприятия должна занять законченная система общественного ухода и обслуживания».

В СССР коммунисты врали, будто бы «обобществление женщин» — это слухи, распространяемые злобными белогвардейцами (видимо, Булгаковым тоже). Но что поделать — известно до 20 декретов об обобществлении женщин в разных городах и весях необъятного нашего Отечества.

Весной 1918 года в Екатеринодаре «обобществили» женщин старше 16 лет. Декрет от имени «Революционных войск Северо-Кавказской республики» печатался в местных «Известиях», с соответствующей печатью. А комиссар по внутренним делам Северо-Кавказской республики Бронштейн выдавал мандаты такого, например, содержания: «Предъявителю сего товарищу Карасеву предоставляется право социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц возрастом от 16 до 20 лет». Натуральный мандат с подписью и печатью3.

Декрет Саратовского губернского совета народных комиссаров стал широко известен просто потому, что нашлось немало грамотной публики, и декрет не раз был опубликован4.

Писали о нем и за рубежом5.

Привожу полный текст декрета Саратовского губернского СНК: право, он стоит того.

«Декрет Саратовского губернского совета народных комиссаров об отмене частного владения женщинами.

Законный брак, имеющий место до последнего времени, несомненно является продуктом того социального неравенства, которое должно быть с корнем вырвано в Советской республике. До сих пор законные браки служили серьезным оружием в руках буржуазии в борьбе с пролетариатом, благодаря только им все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуазии, империалистов, и такой собственностью не могло не быть нарушено правильное продолжение человеческого рода. Потому Саратовский губернский совет народных комиссаров с одобрения Исполнительного комитета Губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, постановил:

1. С 1 января 1918 года отменяется право постоянного пользования женщинами, достигшими 17 лет и до 32 лет.

2. Действие настоящего декрета не распространяется на замужних женщин, имеющих пятерых и более детей.

3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право на внеочередное пользование своей женой.

4. Все женщины, которые подходят под настоящий декрет, изымаются из частного владения и объявляются достоянием всего трудового класса.

5. Распределение отчужденных женщин предоставляется Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, уездными и сельскими по принадлежности.

6. Граждане мужчины имеют право пользоваться женщиной не чаще четырех раз в неделю, в течение не более трех часов при соблюдении условий, указанных ниже.

7. Каждый член трудового коллектива обязан отчислять от своего заработка два процента в фонд народного образования.

8. Каждый мужчина, желающий воспользоваться экземпляром народного достояния, должен представить от рабоче-заводского комитета или профессионального союза удостоверение о своей принадлежности к трудовому классу.

9. Не принадлежащие к трудовому классу мужчины приобретают право воспользоваться отчужденными женщинами при условии ежемесячного взноса, указанного в п. 7, в фонд 1000 руб.

10. Все женщины, объявленные настоящим декретом народным достоянием, получают от фонда народного поколения вспомоществование в размере 280 руб. в месяц.

11. Женщины забеременевшие освобождаются от своих обязанностей прямых и государственных в течение 4-х месяцев (3 месяца до и 1 после родов).

12. Рождающиеся младенцы по истечении месяца отдаются в приют «Народные ясли», где воспитываются и получают образование до 17-летнего возраста.

13. При рождении двойни родительнице дается награда в 200 руб.

14. Виновные в распространении венерических болезней будут привлекаться к законной ответственности по суду революционного времени»6.

Естественно, только несколько десятков бабенок согласились «национализироваться». Современники и особенно современницы называли их словами, для печати не слишком пригодными.

А несколько тысяч жителей Саратова вместе с женами и дочерьми переехали или в Область Войска Донского, или в Тамбов, где власть принадлежала Союзу трудового крестьянства. Под лозунгами Воззвания Союза трудового крестьянства:

«Долой палачей-предателей Родины коммунистов!

Да здравствует избранное всем народом страны Учредительное собрание!

Да здравствует Великая Единая и Неделимая Россия!»7

Ленин же тогда декрета для всей страны не стал подписывать. Сказал, что Декрет этот преждевременный и на данном этапе революции может сослужить плохую службу. Так сказать, отложим на потом.

Во-первых, странно, до какой же степени коммунисты — в том числе и самки коммунистов — были убеждены в неравнозначности, в подчиненности женщин! Ну почему обобществляли они именно женщин, а не мужчин?! Почему не предоставляли право женщинам пользоваться «отчужденными мужчинами»?

Во-вторых, и тут у коммунистов получилось, как и во всех остальных случаях: те, кого они хотели раскрепостить, оказывались в гораздо худшем положении, чем раньше. И правда, что почетнее и лучше во всех смыслах: положение законной жены или общественной проститутки, для которой в роли содержательницы притона выступает местный совет?

Построение «новой семьи»

Эксперименты продолжались и после Гражданской войны, на основании двух декретов большевиков, принятых практически сразу после установления советской власти — 19 и 20 декабря 1917 года. Ленин считал «революцией в браке» декреты «Об отмене брака» и «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния». Впервые в истории России церковный брак был объявлен частным делом брачующихся, не имеющим юридической силы. Под гражданским браком понимался брак, зарегистрированный государством, без венчания в церкви. Но шла и активная пропаганда признания фактических браков.

«Раскрепощение женщины» в самых причудливых формах поддерживалось так же, как антирелигиозная пропаганда.

СССР был одной из первых стран, которая официально признала труды Зигмунда Фрейда. Советский фрейдист, врач Арон Борисович Залкинд (1888—1936), в 1924 году разразился целой инструкцией: «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата». Привожу полностью:

«1. Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата — первая половая заповедь революционного рабочего класса.

2. Необходимо половое воздержание до брака, а брак лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (то есть 20—25 лет) — вторая половая заповедь пролетариата.

3. Половая связь — лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.

4. Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающих в данный момент любящих.

5. Половой акт не должен часто повторяться.

6. Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия.

7. Любовь должна быть моногамной, моноандрической (одна жена, один муж).

8. При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребенка и вообще помнить о потомстве.

9 — Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специального полового завоевания.

10. Не должно быть ревности. Половая любовная жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенстве, на глубокой идейной близости, на взаимном доверии, не допускает лжи, подозрения, ревности.

11. Не должно быть половых извращений.

12. Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая»8.

Созданы были и женотделы — Отделы по работе среди женщин при ЦК и местных комитетах РКП(б)—ВКП(б).

Цели изложила Александра Коллонтай: «воспитание женщин в духе социализма и привлечение их к хозяйственному строительству и государственному управлению; координация процессов трансформации институтов брака и материнства, изменение бытовых условий».

Трансформация, значит, институтов...

Другая деятельница женотделов, старая большевичка Софья Николаевна Смидович (в девичестве — Черносвитова, по первому мужу Луначарская (1872—1934), высказалась откровеннее:

«Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении СОСТОИТ В следующем:

1. Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2. Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой»9.

В той же «Правде» печатались и такие призывы: «Как же нам удовлетворять естественные надобности? Девушки должны были пойти навстречу просьбе товарищей-комсомольцев и снять с них сексуальное напряжение, чтобы они, вдохновленные и довольные, смело шли к новым трудовым победам! Эрос революции должен помогать молодежи строить светлое коммунистическое завтра!»

Позже, после «контрреволюции Сталина», пытались ввести безумие хоть в какие-то рамки... Сталин же, «как известно», контрреволюционер и тиран.

Троцкий очень нервно относился ко всему контрреволюционному и считал, что Сталин произвел «семейный термидор», из-за него «штурм старой семьи провалился»10.

Чудесное общество «Долой стыд»

В Москве до обобществления жен не дошло, но «зато» именно в Москве Александра Михайловна Домонтович, по одному из мужей — Коллонтай (1872—1952), еще в царское время организовала общество «Долой стыд». Члены этого общества выходили на улицу голыми, перепоясанные лентами с надписью ритуальных слов «Долой стыд». Назвать ее бесстыдницей? Она сочтет, что это комплимент.

Члены общества проводили по улицам шествия, митинги11. Примерно вот такие: «В 1922 году я несколько раз присутствовал на выступлениях общества «Долой стыд». Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд», оратор на площади Краснодара кричал с трибуны:

— Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!

Проходя там вечером, я увидел поваленную трибуну, «сына солнца и воздуха» избили. В другой раз мы с женой видели, как из трамвая, ругаясь и отплевываясь, выскакивает публика. В вагон ввалилась группа голых «детей солнца и воздуха», и возмущенные люди спасались от них бегством. Опыт не удался, выступления апостолов советской морали вызвали такое возмущение, что властям пришлось прекратить это бесстыдство»12.

Крайности? Но и они — часть жизни Москвы того времени.

Бескультурная революция

Призывы уничтожить вообще всю культуру человечества обрушились на несчастную Россию во время Гражданской войны.

В «Записках на манжетах» подробно описывается диспут о Пушкине, состоявшийся летом 1920 года во Владикавказе. В этом эпизоде главный герой берет верх над оппонентом, предлагающим «Пушкина выкинуть в печку», но, во-первых, это автор выдает желаемое за действительное. Во-вторых, ведь и правда — ну каково это все слышать: «Пушкин — типичный представитель либерального дворянства, пытавшегося «примирить» рабов с царем... И мы со спокойным сердцем бросаем в революционный огонь его полное собрание сочинений, уповая на то, что если там есть крупинки золота, то они не сгорят в общем костре с хламом, а останутся».

Построение некой «новой культуры» было официальной доктриной в СССР13.

Напомню, что будущий писатель В. Некрасов в детстве «по русскому языку — по литературе — проходил, например, только Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и «Поэзию рабочего удара» Алексея Гастева. «Мы растем из железа...» — единственное, что я запомнил. Все остальное — Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов — считалось тогда буржуазным и дворянским. Дома, правда, меня пытались приобщить к этой порочной литературе (тетка по профессии библиотекарь, по натуре — просветительница), но без особого успеха»14.

Кое-что о памятниках

Мало уничтожения храмов. Во исполнение декрета «О снятии памятников царям и их слугам» в Совдепии уничтожались памятники всем государям, всем военачальникам и государственным деятелям царской России. «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц».

Взамен ставились памятники другого рода. Скажем, осенью 1918 году в городе Козлове (ныне — Мичуринске) открыли... памятник Иуде. Тому самому, который продал Христа за 30 серебряных монет. «Под звуки «Интернационала» с фигуры христопродавца упало полотно, и с речью выступил сам глава Красной Армии Лев Давидович Троцкий. Он говорил, что мы сегодня открываем первый в мире памятник человеку, понявшему, что христианство — лжерелигия, и нашедшему силы сбросить с себя ее цепи. Что, мол, по всему миру будут воздвигнуты памятники этому человеку, то есть Иуде»15.

Это не случайный эпизод. Памятники Иуде открывались минимум в 12 разных городах России... Правда, воздвигнуть их по всему миру не удалось. Да и в России простояли эти памятники недолго. В Козлове, например, этот памятник простоял всего одну ночь, утром он был расколочен вдребезги.

Позже Иуде и Каину памятников все же не ставили, но определили список из 50 лиц, кому надлежало установить памятники на улицах и площадях Москвы. Этот список постоянно менялся, кого-то вычеркивали, кого-то добавляли. Скажем, Разину и Пугачеву памятников так и не поставили.

В Москве напротив дома генерал-губернатора Москвы (ныне — мэрия), на Тверской улице 24 июня 1912 года поставлен уникальный памятник легендарному герою Русско-турецкой войны генералу Скобелеву.

1 мая 1918 года памятник снесли, чтобы воздвигнуть монумент Советской конституции, в 1919 году дополненный статуей Свободы и просуществовавший до 1941 года.

Наконец, в 1954 году на том же самом месте установлен памятник Юрию Долгорукому.

В 1924 году Петроград официально переименовали в Ленинград.

Почему бы не переименовать и Москву? А то название какое-то не слишком «революционное».

23 февраля 1927 года 216 советских работников предлагали ВЦИК переименовать Москву в город Ильич. Ведь В.И. Ленин — «основатель свободной Руси».

Обошлось.

В 1938 году нарком Ежов, ссылаясь на «мнение трудящихся», предложил переименовать столицу в Сталинодар.

Сам Иосиф Виссарионович не слишком приветствовал холуйство.

Но и после его смерти в 1953 году Москву вполне серьезно предлагали переименовать в Сталин.

Вполне логично, кстати — Ленинград и Сталинград. Два центральных города СССР названы в честь главных «вождей».

В 1924 году был принят советский герб Москвы, в центре которого находилось изображение обелиска Советской конституции со статуей Свободы и динамо-машины — символа электрификации.

Изображение герба Москвы можно было встретить на общественных зданиях, плакатах, билетах Московского метро. Злодей Сталин виновен и в том, что эта гадость в 1940-е полностью исчезла из обращения.

Примечания

1. Алексеев В. Павел Филонов «Крестьянская семья» // Семья и школа. 1989. № 4. — С. 64.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. — М., Политиздат, 1971. — С. 58.

3. Красный террор в годы Гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. — London: Overseas publications interchange Ltd, 1992.

4. За права человека. — М., 1999. № 4—5. — С. 8.

5. Сорокин П. Американская сексуальная революция. — М.: Проспект, 2006.

6. За права человека. — М., 1999. № 4—5. — С. 8.

7. Сенников Б.В. Тамбовское восстание 1918—1921 гг. и раскрестьянивание России 1929—1933 гг. — М.: Посев, 2004. — С. 72.

8. Залкинд А.Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Революция и молодёжь. — М.: Изд-во коммунистического университет им Я.М. Свердлова, 1924.

9. «Правда». 21 марта 1925 года.

10. Троцкий Л.Д. Преданная революция: Что такое СССР и куда он идёт? — М.: НИИ культуры, 1991.

11. Грейгъ Ольга. «Долой стыд!» Сексуальный Интернационал и страна Советов. — Издательство «Алгоритм», 2014 г.

12. Трушнович А.Р. Воспоминания корниловца (1914—1934). — Москва-Франкфурт: Посев, 2004.

13. Троцкий Л.Д. Проблема культуры. Культура переходного периода. — М.: Т. 8, 2018.

14. Некрасов В.Н. В жизни и в письмах. — М.: Советский писатель, 1971.

15. Сенников Б.В. Тамбовское восстание 1918—1921 гг. и раскрестьянивание России 1929—1933 гг. — М.: Посев, 2004. — С. 92.