Вернуться к О.В. Федунина. Поэтика сна в романе («Петербург» А. Белого, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Приглашение на казнь» В. Набокова)

Глава 1. Поэтика сна и жанр романа

Данная глава посвящена проблеме изображения сна в художественном произведении в ее теоретическом аспекте. Здесь дается подробный анализ научных трудов, так или иначе затрагивающих этот вопрос. Особо следует отметить, что поскольку предметом нашего исследования являются сны, изображенные в художественных произведениях, в рамках обзора будут представлены только работы, посвященные литературным сновидениям, а не сну вообще. Поэтому исследования, в которых сон понимается как психологическое состояние и явление культуры, а специфика литературных снов не принимается во внимание (в частности, работы П.А. Флоренского1 и Ю.М. Лотмана2), не будут анализироваться нами специально. В главе рассматриваются классификации различных подходов к этой форме в научной традиции. Делается также попытка найти наиболее адекватное определение литературного сна и выявить его инвариант и основные разновидности. Исследуется жанровая специфика формы снов и ее функций именно в романе (в отличие от других прозаических эпических форм — повести, рассказа, новеллы).

Примечания

1. Флоренский П.А. Иконостас. — М., 1995. — С. 37—47.

2. Лотман Ю.М. Сон — семиотическое окно // Лотман Ю.М. Семиосфера. — СПб., 2000. — С. 123—126.