Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

О Каростине и его биографе

Михаилу Булгакову не очень-то везло с режиссёрами: они доставляли ему по большей части отрицательные эмоции. Не везло и с соавторами — даже от соавторства с Вересаевым в пьесе «Александр Пушкин», несмотря на тёплые и уважительные личные отношения, он вынужден был отказаться — слишком разнились их творческие цели: Вересаев видел совсем другую пьесу, которую Булгаков писать не хотел и не мог.

Елена Сергеевна Булгакова осенью 1969-го года рассказывала мне с не прошедшим за тридцать с лишним лет удивлением, что единственным исключением был молодой киевский режиссёр М.С. Каростин.

Это был безусловно талантливый, человечески обаятельный и, по-видимому, полностью лишённый непереносимой для Булгакова грубошерстной советчины человек. Впоследствии о нём мало что было известно. И вот по счастливому стечению обстоятельств яркий, разносторонне одарённый, переполненный замыслами Владимир Владимирович Соловьёв взялся рассказать о Каростине — по просьбе Музея Булгакова. И с честью — за несколько месяцев, превозмогая периоды плохого самочувствия, опираясь на документы и на свою поистине феноменальную память (другого примера я, пожалуй, не встречала), — осуществил задуманное.

Автограф М.А. Булгакова на годовой подписке журнала «Искра», подаренной писателем Каростину М.С.

Перед нами разворачивается ещё один, исполненный драматизма, эпизод из длинного списка гибели замечательных художественных замыслов под прессом тоталитарного государства. И — череда портретов ярких, талантливых наших соотечественников...

Этой книжечкой мы открываем серию изданий Музея Булгакова, названную нами — «Народное булгаковедение». Это — глубоко личные отклики страстных и дотошных читателей Булгакова на его творчество; их собственные гипотезы и текстологические решения, которые мы не считаем возможным подвергать научной критике и редактуре.

Это — мысли и соположения фактов, которые предложены на наше общее рассмотрение не исследователями, но квалифицированными читателями Булгакова. И его Музей — поистине народный музей, поскольку квартира № 50 была выбрана на роль Музея самими поклонниками Булгакова, годами протаптывавшими к ней «народную тропу», — естественная площадка для обнародования их соображений.

Мариэтта Чудакова