Вернуться к М.О. Булатов. Нравственно-философская концепция романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Глава II. Нравственно-философское содержание образов романа «Мастер и Маргарита»

Главной задачей нашей работы, как уже указывалось, является выяснение нравственно-философского содержания романа. Это невозможно сделать без анализа ключевых образов «Мастера и Маргариты», их семантики, генезиса, взаимосвязи, места и роли в образной структуре всего произведения в целом. Поэтому в данном разделе мы считаем необходимым остановиться на образах, несущих в себе, на наш взгляд, основное идейное содержание романа, и связанных с ними проблемах. Как мы уже отмечали, среди исследователей есть разные точки зрения по поводу того, кого из персонажей романа следует считать главным. В целом, исходя из имеющейся литературы, можно выделить группу персонажей, чаще всего фигурирующих в качестве главных. Это Мастер, Маргарита, Иван Бездомный, Берлиоз, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Воланд. При этом в разных работах варьируются как сочетание, так и количество главных героев. Все остальные рассматриваются в общей массе второстепенных персонажей.

По нашему мнению, в образной структуре романа можно выделить, с точки зрения интересующей нас нравственно-философской проблематики произведения, пять важнейших персонажей: Мастера, Маргариту, Пилата, Иешуа и Воланда. Их значимость для нас определяется не только их ведущей ролью в развитии сюжета «Мастера и Маргариты», но и тем, что каждый из этих образов, как нам представляется, выступает как составляющая единой мировоззренческой конструкции всего произведения, на чем мы остановимся подробнее ниже.

Мы в своем анализе образной структуры романа будем исходить из его трехмирной композиции, предложенной в работах Б.В. Соколова, Э. Проффер и И.Л. Галинской. Каждый из указанных нами основных персонажей действует в своем мире, пространственно-временном измерении романа (за исключением Воланда, существующего вечно, но и он, исходя из текста романа, проявляется в современности, присутствуя в древних сценах лишь скрыто). На наш взгляд, рассмотрение всех персонажей романа, за вычетом главных, как второстепенных, является односторонним. Здесь необходим более дифференцированный подход. Как нам кажется, среди действующих лиц «Мастера и Маргариты», помимо главных и второстепенных, можно выделить тех, кто, не выступая в качестве главных героев, по своей смысловой нагрузке не может быть приравнен и к второстепенным. Их роль в том, что они связывают главных героев с окружающим миром, выраженным в остальных персонажах, и помогают проявлению их существенных черт. Поэтому они занимают как бы промежуточное, связующее положение между главными и второстепенными персонажами. В современном мире это Иван Бездомный, Берлиоз, в древнем — Каифа, Афраний и, с некоторой оговоркой, Левий Матвей (почему с оговоркой, мы скажем ниже, при анализе этого образа), в вечном, потустороннем — это, в некоторой степени, свита Воланда (в некоторой степени потому, что Воланд проявляет свои качества главным образом через конкретных, земных персонажей в разные эпохи).

По каждому из выделенных нами персонажей существует обширная литература, где рассматриваются различные вопросы, связанные с ними. Из них для нас важнейшим является содержание ключевых образов, определяющее и то значение, что они несут в контексте нравственно-философской проблематики романа. Но по мере возможности мы постараемся затронуть и другие аспекты, связанные с интересующими нас персонажами романа.

Булгаковеды по-разному подходят к очередности анализа образов романа «Мастер и Маргарита», но в наиболее крупных исследованиях, как правило, в первую очередь рассматриваются образы представителей либо потустороннего, либо древнего мира, и ближе к концу — образы героев современных глав1. Мы, как уже указывалось, в данном разделе исходим из трехсоставной, трехмирной структуры «Мастера и Маргариты», один из наиболее последовательных сторонников которой Б.В. Соколов считает современный мир низшим уровнем в структуре романа2. Мы также разделяем мнение А. Кораблева о том, что постижение смысла романа представляет собой процесс поэтапного восхождения (не разделяя при этом его понимания форм и характера протекания этого процесса)3.

Поэтому, исходя из вышесказанного, мы свой анализ образной структуры романа построим по восходящей линии, начиная с героев современных глав — Мастера и Маргариты.

Примечания

1. См. Виноградов И. Завещание мастера // Вопросы литературы. 1968. № 6. С. 43—81; Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. № 6. С. 284—311; Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. С. 241—318; Яблоков Е.А. «Я — часть той силы...» (этическая проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Русская литература. 1988. № 2. С. 3—31; Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989. С. 448—480 и др.

2. См. Соколов Б.В. К вопросу об источниках... С. 62; его же. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»... С. 25, 31.

3. См. Кораблев А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите»... С. З5—54.