Вернуться к М.О. Булатов. Нравственно-философская концепция романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Заключение

Подведем некоторые итоги исследования. Проведенный нами анализ историографии романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» показывает, что, несмотря на три с лишним десятилетия, прошедших с момента его первой публикации, интерес к нему не ослабел. Он по-прежнему находится в центре внимания как широкой читательской аудитории, так и специалистов-литературоведов, литературной критики. Невзирая на огромное количество работ, посвященных роману, все основные проблемы, связанные с ним, по сей день остаются дискуссионными. Наибольшее количество разночтений вызывают вопросы интерпретации идейного содержания романа, его нравственно-философского смысла. Исследование всех остальных аспектов проблематики «Мастера и Маргариты»: его источников, жанровой принадлежности, истории создания, композиции, образной структуры и т. д. — в конечном счете выходит на задачу определения особенностей мировоззрения автора, отразившегося в его последнем романе.

В историографии романа, как показывает исследование, можно выделить три основных этапа, отличающихся уровнем осмысления его нравственно-философского содержания. Первый включает в себя работы, вышедшие в конце 60-х годов и представляющие собой первоначальную реакцию литературной критики на публикацию романа. Не имея разработанной источниковедческой базы, их авторы пытались охватить широкий круг вопросов, связанных с романом, и в том числе определить его мировоззренческую основу. В период 70—80-х гг. появляется множество различных исследований, посвященных разработке отдельных частных аспектов произведения, в том числе философского и этического характера. С конца 80-х годов появляются признаки наступления нового, третьего этапа в изучении нравственно-философского содержания романа, продолжающегося и в настоящее время. Его характерной особенностью является тенденция к обобщению всего накопленного материала и выработке на этой основе целостной философской концепции произведения.

Выяснение нравственно-философского содержания романа невозможно без анализа ключевых образов «Мастера и Маргариты», их семантики, соотношения и взаимосвязей. С точки зрения мировоззренческой и этической проблематики важнейшими, на наш взгляд, являются пять образов — Мастера, Маргариты, Пилата, Иешуа и Воланда. Их значимость определяется не только ведущей ролью в развитии сюжета романа, но и тем, что каждый из них выступает как составляющая единой мировоззренческой конструкции произведения.

Некоторые из персонажей романа по своей смысловой нагрузке занимают промежуточное положение между главными и второстепенными героями, выступая в качестве связующих элементов между этими различными составными частями образной структуры произведения. Из них наиболее важны с точки зрения тематики диссертации образы Ивана Бездомного, Берлиоза, Левия Матвея.

Анализ образа Мастера показывает, что с самого начала того отрезка своей жизни, о котором рассказывается в романе, он выступает послушным исполнителем воли неких высших сил, преломляющейся через призму его творческих возможностей и получающей форму романа, излагающего историю конфликта странствующего проповедника Иешуа Га-Ноцри и римского наместника Пилата. При этом собственное особое предназначение самим Мастером не осознается, но исполняется им до конца. Для характеристики особой роли Мастера в романе мы применили термин «избранничество», используемый в религиеведении и этнографии. Смысл его заключается в избрании кого-либо из людей сверхъестественными силами для передачи и выполнения их воли, причем этот выбор от желания самих избираемых не зависит. Окружающими такие люди воспринимались как пророки, провидцы. Суть избранничества Мастера заключалась в воссоздании им истинной картины событий, происшедших в начале нашей эры в Иудее с Иешуа Га-Ноцри, и донесении этой истины до современников. Важность этой задачи обуславливается сходным характером обеих исторических эпох — начала нашей эры в Иудее и конца 20-х — 30-х годов XX в. в России. Обе они являются переходными. Такие периоды в истории того или иного общества создают немало трудностей для их современников, но, с другой стороны, дают возможность выбора дальнейшего пути развития. И роман Мастера, рассказывающий историю Иешуа Га-Ноцри, как и сам его герой две тысячи лет назад своим современникам, предоставляет потенциальным читателям возможность возвращения к истине, естественному доброму началу. Но в искаженном обществе эта истина не воспринимается, роман Мастера отвергается, а сам автор, как и некогда его герой, приносится в жертву. Это искупительная жертва, обычай принесения которой существовал в разных формах у всех народов мира и заключался в том, что божеству жертвовались лучшие представители человеческого рода для того, чтобы остальные могли продолжать свое существование. Такими искупительными жертвами в романе «Мастер и Маргарита» становятся из-за отказа их современников от предлагаемого ими — осознанно или неосознанно — пути развития человеческого общества Иешуа Га-Ноцри и Мастер. В последнем случае в качестве дополнительной жертвы, представляющей женскую половину человечества, выступает возлюбленная Мастера Маргарита, что должно, вероятно, свидетельствовать об особой греховности современного Булгакову мира даже в сравнении с древней Иудеей. Наградой за творческий подвиг — создание романа — становится для Мастера вечное посмертное существование вместе с его подругой в надмирной области бытия, обозначенной в романе как «покой». Это вторая по счету награда Мастеру со стороны сверхъестественных сил. Первой еще при жизни становится встреча с Маргаритой. Определенная неполнота награды — не «свет», а «покой», связана, с одной стороны, с недостаточной духовной стойкостью Мастера, тем, что он поддается страху, отказывается от романа и от своего имени, а с другой, исполнением его заветного желания, дарованием ему того, чего так не хватало в земной жизни.

Исследование образа Маргариты показывает, что содержанием сюжетной линии, связанной с его развитием, является испытание героини, последовательная проверка ее человеческих качеств. Первым серьезным экзаменом для нее становится знакомство с романом Мастера. История Иешуа и Пилата, как лакмусовая бумажка, проверяет любого, кто ее узнает, выявляя его истинную человеческую суть. В этом отношении роман Мастера предстает как семантическая единица, равнозначная его герою — Иешуа, и выполняет ту же функцию в наши дни, что и бродячий философ в древности. Испытания романом из современных героев «Мастера и Маргариты» не выдерживает никто, за исключением Маргариты, даже его автор. Она до конца, в отличие от Мастера, готова бороться и за роман, и за их общее счастье. Она же является единственной из всех персонажей булгаковского произведения (за исключением представителей сверхъестественных сил), кто понял, принял и по достоинству оценил творение Мастера. Следующие испытания героини непосредственно связаны с Воландом и его свитой. На Великом балу, непосредственно перед ним и после него проверяются такие качества Маргариты, как сила и глубина ее чувств к Мастеру, жертвенность, гордость, искренность, сострадание, готовность, забыв все, откликнуться на чужую боль. Все эти испытания Маргарита выдерживает с честью. Общение с Воландом выявляет в Маргарите ту естественную гармонию чувств, мыслей и поступков, к которой призывал Иешуа. Анализ образа Маргариты позволяет говорить об избранничестве не только Мастера, но и ее. В романе этому есть прямые подтверждения — выбор Маргариты Воландом королевой бала, устройство ее судьбы в земном и потустороннем мирах. Составной частью избранничества является испытание самого избранника. Мастер испытывается творчеством, а Маргарита — любовью и оказывается достойной своего возлюбленного и внимания высших сил. Исходя из анализа основного содержания образов Мастера и Маргариты, можно выделить два из главных направлений романа Булгакова — творчество и любовь, которые в семантическом строе «Мастера и Маргариты» равнозначны и взаимосвязаны.

То, что для Маргариты становится испытанием ее человеческих качеств, для Ивана Бездомного и Берлиоза выступает как фактор, коренным образом изменяющий их жизнь. Бездомный, имея в качестве старшего друга и наставника Берлиоза, в недалеком будущем должен был бы сам превратиться в его подобие. Но встреча с Воландом на Патриарших прудах и последовавшие за этим события, приведшие к помещению Ивана Бездомного в сумасшедший дом и знакомству с Мастером и содержанием его романа, пресекают эту возможность. Из ученика Берлиоза Бездомный превращается в ученика Мастера. Но он не дотягивает до его уровня, как и сам Мастер оказывается духовно слабее Иешуа. Рассмотрение данного персонажа как структурного элемента в цепочке носителей духовного начала приводит к мысли о пессимизме Булгакова, выраженном посредством данного образа. Бездомный не становится продолжателем дела Мастера, его эволюция ограничивается превращением в профессора истории Ивана Николаевича Понырева. Но, возможно, именно благодаря ограниченному характеру трансформации, происшедшей с ним, он остается в живых. Все остальные положительные герои романа, носители нравственного начала, покидают земной мир, в котором нет для них места.

Что касается Берлиоза, лишающегося после встречи с Воландом сначала земной жизни, а затем и посмертного бытия, то его участь наряду с судьбой ряда других героев романа (Мастера, Маргариты, Бездомного, Пилата) иллюстрирует авторское понимание философской проблемы свободы воли. С одной стороны, Воланд предсказывает Берлиозу, как и некоторым другим персонажам произведения, его дальнейшую судьбу. Но вместе с тем анализ действий Берлиоза, как и иных героев «Мастера и Маргариты», показывает, что в каждый ответственный момент их жизни перед ними встает проблема нравственного выбора, а после того, как он сделан, их судьба развивается в соответствии с ним. То есть, герои Булгакова сами, своими решениями, определяют свое будущее, хотя и не могут предвидеть всех последствий сделанного ими выбора. Отсюда следует, что булгаковское решение вопроса о свободе воли у человека основывается на признании наличия у него безусловной свободы нравственного выбора и несомой им высшей ответственности за принятые решения.

Немаловажным представляется вопрос о причине интереса представителей сверхъестественного мира к указанным ранее героям современного плана романа. Всех их в этом отношении объединяет одна общая черта, заключающаяся в том, что все они так или иначе, прямо или косвенно прикоснулись к истории Иешуа и Пилата: Мастер написал роман об этом, Маргарита стала его первой читательницей и единственной из людей, кто оценил его по достоинству, Иван Бездомный сочинил поэму, показывающую Иисуса Христа в отрицательном свете, а Берлиоз является редактором журнала, заказавшим эту поэму и первым ее критиком, отрицающим истинность существования Христа. В зависимости от их отношения к личности Иисуса/Иешуа внимание к ним со стороны сверхъестественных сил проявляется по-разному: Мастер извлекается из сумасшедшего дома и получает награду за свой труд, которую разделяет с ним Маргарита, Ивану Бездомному дается возможность познакомиться с подлинной историей главного героя его поэмы и приобщиться, в меру своих возможностей, к истине, а Берлиозу, законсервировавшему себя в узком кругу псевдонаучных догматических представлений, доказывается на его собственном примере их ограниченность и неверность. Вина Берлиоза, получающего самое суровое наказание из всех выведенных в «Мастере и Маргарите» действующих лиц, заключается не в его атеистических убеждениях, которые разделялись тысячами его современников, а в том, что он сознательно, исходя из конъюнктурных соображений, затронул особую тему, налагающую особенную ответственность на каждого, кто к ней прикасается, и из всех возможных вариантов ее трактовки выбрал наиболее негативный, основанный не просто на очернении, а на отрицании самого существования Иисуса. За это он сам лишается посмертного бытия. Таким образом, каждый из персонажей романа получает по заслугам в соответствии со своим отношением к истории Иешуа, выступающей в качестве своеобразного индикатора, точно выявляющего их подлинную сущность. В идейной конструкции романа Булгакова рассказ о судьбе Иешуа (безразлично, в изложении Воланда или в передаче Мастера) выступает как некий метатекст, заключающий в себе основные духовные начала, легшие в основу последующего развития.

Особое место среди действующих лиц произведения, имеющих отношение к Иешуа, занимает Понтий Пилат, несущий, как представитель высшей судебной инстанции в Иудее, непосредственную ответственность за его смерть. Анализ действий Пилата в романе относительно Иешуа не дает оснований для обвинения его в предательстве или в банальной трусости. Он не является учеником или последователем Иешуа, которого видит впервые в жизни, не разделяет его взглядов, поэтому о предательстве здесь речь идти не может. Но в силу своего ума, более высокого, по сравнению с окружающими, уровня развития он понимает всю его незаурядность и пытается, в меру своих возможностей, даваемых ему должностью и положением, спасти Иешуа жизнь. Освободить его самолично, не преступая законов своего времени, он не может. И в этой конкретной жизненной ситуации с точки зрения обычного здравого смысла иного выбора у Пилата, чем сделанный им, быть не может. Но дело в том, что Булгаков ставит своих героев в их повседневной жизни в необычные положения, в которых верное решение дается не разумом, основанным на жизненном опыте, нормах, стереотипах общественной жизни, а непосредственным чувством, идущим от сердца, из глубины души. Встреча с необычным человеком превращается для Пилата, соответственно, и в необычное испытание. А так как в своем решении он руководствуется в конечном счете обычными соображениями, из которых исходят в своей жизни и все остальные люди, то этого контрольного для него испытания он не выдерживает. Трагедия Пилата — это трагедия незаурядного человека, подошедшего к необычному явлению с обычными мерками. Но именно в силу своей незаурядности Пилат не остается на позиции отступничества, а начинает долгий и трудный путь возвращения к истине, покаяния. Если в романе Булгакова Мастер служит символом творчества, Маргарита — любви, то Пилат — покаяния. Каждый из этих путей по-своему приближает к истине. Негативная оценка Пилата, на наш взгляд, снимается тем, что развитие его образа в системе внутренних координат романа идет по возрастающей из области отрицательных значений в положительную.

Образ единственного прижизненного ученика и последователя Иешуа Левия Матвея противоречив. Такими своими чертами, как верность, способность к самоотречению он близок Маргарите, а фанатизмом, ограниченностью, озлобленностью — своему идейному противнику иудейскому первосвященнику Иосифу Каифе. Но главным в его содержании является способность к восприятию новых идей, выраженных во взглядах Иешуа, пусть и в специфической форме, диктуемой его ограниченностью, и готовность ради них пожертвовать всем, даже собственной жизнью. За это он разделяет со своим учителем его посмертную участь — «свет».

Наиболее сложными по своему содержанию в романе предстают образы Иешуа и Воланда. Анализ образа Иешуа не дает оснований предполагать его сакральный характер. Это не бог, а человек, служащий наиболее полным воплощением Добра как основного принципа человеческого бытия. За последовательное следование своим убеждениям он после смерти попадает в надмирную сферу бытия, обозначенную в произведении как «свет», и занимает там главенствующее положение. Согласно концепции мироустройства, содержащейся в романе Булгакова, потусторонний мир является составной частью мироздания наряду с земной реальностью, и место, занимаемое человеком в нем в своем посмертном существовании, определяется его деяниями в земной жизни. Одним из основных законов бытия, как следует из содержания произведения, является воздаяние, олицетворением которого в романе выступает вездесущий Воланд. Посмертная судьба Иешуа, преследуемого при жизни и получающего после смерти «свет», высшую из возможных наград в иерархии ценностей в романе, служит его проявлением. Главенствующее положение Иешуа в этой области мироздания объясняется, возможно, тем, что Михаил Булгаков, сын профессора богословия и внук священников по обеим линиям, не мог, несмотря на свое отрицательное отношение к религиозному культу, полностью отойти от усвоенных им в детстве представлений. Можно предположить, что основные образы, присущие христианской традиции, не ушли для писателя в область формальных значений, а наполнились им иным, несколько отличным от канонического, содержанием. При этом, несмотря на отсутствие в романе Булгакова многих описанных в Евангелиях деталей жизни и деятельности основателя христианства, между булгаковским Иешуа и евангельским Иисусом сохраняется общность в главном: в их этической направленности. Возможно и иное объяснение ведущей роли Иешуа в загробном мире. Иешуа Га-Ноцри — не единственный в истории человечества борец за истину и справедливость. Но не у каждого из них был свой Левий Матвей, создавший на основе жизни своего учителя книгу, пусть даже, как следует из романа Булгакова, и исказившую подлинные события, но ставшую, тем не менее, основой духовного развития человечества на многие века. Возможно, по закону обратной связи Иешуа занял выдающееся положение в иерархии загробного мира благодаря посмертному мифу, созданному о нем Левием Матвеем, и влиянию, которое этот миф оказал на последующую судьбу человечества.

Булгаковская трактовка образа основателя христианства в качестве простого человека, наиболее полно воплотившего в своей жизни исповедуемые им принципы, ставит перед каждым читателем романа проблему личной ответственности. В тех специфических исторических условиях, что описаны в произведении — обстановке господства воинствующего атеизма, отрицания всего предшествующего развития культуры, связанного с религией, духовного обнищания, — именно такой Иешуа/Иисус, не бог, временно принявший человеческий облик, а обычный земной человек, мог быть близок и понятен людям, являя собой им яркий образец скрывающейся в слабом смертном теле бессмертной силы духа, приверженности истине, противостояния злу. Поэтому спустя почти две тысячи лет после трагических событий в древней Иудее именно в особых исторических и общественных условиях современной писателю России понадобилось восстановление их истинного характера и связанное с этим освобождение от мифологических наслоений образа носителя высшего нравственного начала, что и было сделано в романе Мастера.

Главным героем произведения Мастера является Пилат, а не Иешуа. Причина этого, на наш взгляд, в том, что в истории мучительного превращения холодного и жестокого прокуратора в живого страдающего человека, его нравственного очищения через муки совести сила учения Иешуа проявляется больше, чем если бы оно предстало в виде последовательно изложенной теории. Выбор для романа Мастера темы Пилата должен был, видимо, свидетельствовать об авторской (и Булгакова и, соответственно, его героя-писателя) оценке нравственного состояния современного ему общества, но вместе с тем раскрытие этой темы указывает и выход из сложившегося положения. Таковым в булгаковском романе предстает исправление окружающего мира через изменение самих людей, его населяющих, путем напряженной внутренней работы, нравственного очищения, включающего в себя и покаяние, возвращение к своей естественной первооснове — началу Добра.

В романе Булгакова Иешуа предстает как носитель высшей истины. Определенной формулировки этого понятия в «Мастере и Маргарите» нет, как нет и связной системы последовательно изложенных представлений и взглядов Иешуа, поэтому основные его составляющие можно определить, исходя лишь из контекста романа. Можно отметить следующие особенности истины в понимании Иешуа: в ней сочетаются предельная конкретность и всеобщность, она основывается на восприятии людей как носителей доброго начала, заложенного в их природе и подвергающегося искажению позднейшими наслоениями. Категория истины в романе находится в тесной связи с внутренней гармонией человека. Эту гармонию имеют те из персонажей, в ком сохраняется их естественное доброе начало: Иешуа, Мастер, Маргарита. С пониманием образов этих героев как носителей истины связано объяснение одного из до конца не разгаданных моментов повествования — гибель городов Ершалаима и Москвы, следующая за смертью Иешуа и Мастера. Эта странная, неполная гибель городов вследствие природной катастрофы, после которой они продолжают свое существование, обозначает собой, на наш взгляд, утрату со смертью проживавших там героев — носителей духовного начала, одного из возможных путей развития мира к лучшему.

Образ Воланда, главного представителя злого начала в романе, неоднозначен и противоречив. Именно дьявол выступает у Булгакова в качестве силы, исполняющей заветные желания героев — Мастера и Маргариты, и наказывающей их обидчиков. Понимание особенностей образа Воланда связано с авторской трактовкой проблемы зла в романе. Зло в «Мастере и Маргарите» неоднородно. С одной стороны, это высшее, трансцендентное зло в лице Воланда и его свиты, с другой — зло земное, реальное, обыденное, носителями которого выступают гонители и преследователи Иешуа в древнем мире и Мастера в современном. Роль этих представителей двух разных категорий злого начала в произведении различна и имеет противоположные по своим последствиям для положительных героев результаты. Действия земных носителей зла приводят к смерти Иешуа и безумию Мастера, уничтожению им своего романа, расставанию его с Маргаритой. В результате деятельности Воланда и его помощников происходит наказание отрицательных персонажей, восстановление из пепла сожженного романа, воссоединение влюбленных, получение ими заслуженной награды — желаемого ими покоя (поскольку это невозможно в земной реальности, они получают его в вечности). Дифференцированный характер зла в романе служит отражением неоднородности зла, существующего в мире. Есть зло природное, неизбежное, лежащее в основе жизни на земле и являющееся необходимым условием устойчивого существования живых систем, и есть зло, не обусловленное никакими естественными закономерностями и проистекающее из пороков человеческой натуры. Анализ действий Воланда в романе позволяет сделать вывод о его связи с первой из указанных категорий зла. Это господин необходимого зла, олицетворение естественного природного начала, лежащего в основе мироздания. Как его носитель, он враждебен проявлениям низменного земного зла. Главная функция его в романе — воздаяние. Каждый из героев произведения, оказывающийся в сфере его внимания, получает по делам своим. Появление Воланда в Москве напрямую связано с судьбой Мастера и его творения. После восстановления справедливости Воланд со свитой возвращается к себе, в подвластную ему часть потустороннего мира. Выступая в романе «Мастер и Маргарита» в качестве главного представителя и руководителя одной из двух основных составляющих мироздание сфер, Воланд оказывается равнозначен Иешуа, в чьем ведении находится «свет». Это объясняет одно из малопонятных «темных» мест романа, когда Иешуа обращается к Воланду с просьбой относительно устройства дальнейшей судьбы Мастера и его возлюбленной, которую Воланд с готовностью выполняет. На высшем уровне в потустороннем мире крайности сливаются, противоположности настолько близко соприкасаются, что становятся равны.

Соотношение образов Воланда и Иешуа в романе носит дуалистический характер. Но это не традиционный для европейских религиозных и философских систем дуализм, признающий существование в мире двух противоположных и враждебных друг другу начал, находящихся в состоянии постоянной борьбы, а иной подход, основанный на признании единства главных взаимодополняющих и равнонеобходимых составляющих мироздания, в отношениях между которыми нет противостояния. Эти два начала объединены в романе в одну подсистему — мир истинный, вечный, природный, противостоящий земному человеческому миру, в котором господствуют ложные, иллюзорные ценности. Все это в целом придает дуалистической концепции произведения своеобразный двойственный характер.

И Воланд, и Иешуа выступают в романе как воплощения разных сторон Абсолютной Истины, предстающей в качестве высшей инстанции в романном миропорядке и являющей себя в вечных фундаментальных законах бытия, основах мироздания. В образе Иешуа выражен ее нравственный аспект. Воланд олицетворяет собой вечное природное сверхчеловеческое начало, обеспечивающее благодаря выполняемой им функции воздаяния устойчивость в системе мироздания. В образах Мастера, Маргариты, Пилата воплощены основные пути постижения Высшей Истины через творчество, любовь, покаяние (в случае отступления от нее). Содержанием философской концепции романа «Мастер и Маргарита», таким образом, являются способы, направления, пути познания Высшей Истины, продвижения к ней, получающие образное выражение в лице его главных героев, и представляющие собой картину мира в сложном диалектическом взаимодействии ее основных составляющих.