Вернуться к А.Э. Андреева. Москва в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», или Загадки великого мастера

Загадка № 7 — Дом Грибоедова

Адрес: улица Мясницкая, дом 42.

Это и есть дом Грибоедова. Он хорошо известен всем, любителям русской литературы и московской старины. Будучи в Москве, здесь останавливался А.С. Грибоедов у своей родственницы Бегичевой.

Информация об этом домовладении присутствует практически во всех сколько-нибудь полных путеводителях по Москве. Например, Юрий Федосюк в книге «Москва в кольце Садовых», в главе, посвященной улице Мясницкой, пишет так:

«Под № 42 — великолепная усадьба, построенная в 1797 — 1802 годах для майора Барышникова М.Ф. Казаковым, который использовал для правого корпуса и части главного здания древние сводчатые палаты — отсюда и асимметрия крыльев. За обширным парадным двором красуется чудесных форм дом с колоннами. Хорошо сохранились и роскошно отделанные интерьеры. В 1820-х годах у С.Н. Бегичева, ставшего владельцем дома, останавливался его друг А.С. Грибоедов, работавший тут над комедией «Горе от ума». На вечерах у Бегичева, тесно связанного с будущими декабристами, бывали поэты В.К. Кюхельбекер и Д.В. Давыдов, писатель В.Ф. Одоевский и композитор А.Н. Верстовский».

Мы полагаем, что именно этот дом стал прообразом «дома Грибоедова». Расположен он, правда, не на самом Бульварном кольце, но очень близко.

А как там, у Булгакова?

«Было дело в Грибоедове. Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

Дом назывался «Домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя — Александра Сергеевича Грибоедова. Ну, владела или не владела — мы точно не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе. А впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это».

Этот дом в качестве экскурсионного объекта включен в экскурсионные маршруты по Москве, в том числе в обзорную экскурсию по городу и, конечно, в экскурсию по теме «Грибоедов в Москве».

Примечательно, что в тексте романа отразились споры, действительно будоражившие умы исследователей жизни и творчества русского классика. То есть, действительно: был ли Бегичев просто другом писателя или главное состоит в том, что жена Бегичева приходилась Грибоедову двоюродной теткой? Здесь мнения специалистов разделились. Но все, и Булгаков тоже, соглашались в главном: Грибоедов здесь жил, это — Дом Грибоедова.

Эта общепринятая в то время версия и послужила поводом к переименованию московского переулка, который проходит со стороны правого флигеля усадьбы, с Малого Харитоньевского, в улицу Грибоедова. В 90-е годы 20 века переулку было возвращено старое название. Теперь это вновь Малый Харитоньевский переулок.

Вид на Дом Барышникова со стороны Мясницкой улицы

А причём здесь Булгаков, можете спросить Вы. А при том, что...

В 30-е годы в Доме Грибоедова располагался Институт санитарной культуры. Только-только закончилась Гражданская война, не преодолены были еще полностью голод и разруха, существовала реальная опасность эпидемий, и власть огромное внимание уделяла пропаганде санитарной культуры. С этой целью был создан сам Институт, а при нём — Московский передвижной санитарно-просветительный театр. Он располагался в этом же здании, для него был специально оборудован зрительный зал.

Вот с этим театром и сотрудничал Булгаков. Заведовал литературной частью, а 17 апреля 1931 года Булгаков подписал договор, по которому он должен был в качестве режиссера, поставить пьесу писательницы Натальи Алексеевны Венкстерн «Одиночка».

Дом Грибоедова

Этот театр, правда, существовал недолго, славы не приобрел в отличие от ресторана.

Это был действительно хороший ресторан. Судачки уж точно были однодневочные, не то, что в Колизее. Булгаков разделял и принимал санитарные требования. Осетрина второй свежести — это ужас что такое...

«Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве. И не только потому, что размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лиловыми лошадьми с сирийскими гривами не только потому, что на каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью не только потому, что туда не мог проникнуть первый попавший человек с улицы...» (М. Булгаков).

Эти два зала со сводчатыми потолками, расположенные в нижнем этаже здания, где был устроен ресторан, и есть те самые древние сводчатые палаты, которые при перестройке усадьбы сохранил М.Ф. Казаков в 1793—1802-х годах.

«А круглый зал с колоннами во втором этаже?», — спросит внимательный читатель.

Отвечу: Да, и круглый зал во втором этаже. И с колоннами! Всё на месте.

План второго этажа Дома Барышникова/Грибоедова

Булгаков ведь не просто часто бывал в доме Грибоедова, он работал здесь. Поэтому он знал о наличии здесь круглого зала с колоннами, хотя в путеводителях об этом нет ни слова.

Во втором этаже есть круглый зал с колоннами!

Посмотрите внимательно на предлагаемый вашему вниманию чертёж. Это — план второго этажа дома Ивана Ивановича Барышникова. Даже одни названия способны взбудоражить воображение любителей старины. Это: «Круглый зал», «Овальный зал», «Диванная», «Зелёный зал», «Розовый зал» и пр. А реальность намного превосходит все фантазии. Интерьеры поистине великолепны, и, кстати, находятся в прекрасной сохранности.

Но вернёмся к тексту романа.

«...Далее следовали, повинуясь прихотливым изгибам, подъемам и спускам грибоедовского дома, «Правление МАССОЛИТа», «Кассы № 2, 3, 4, 5», «Редакционная коллегия», «Председатель МАССОЛИТа», «Бильярдная», различные подсобные учреждения и, наконец, тот самый зал с колоннадой, где тетка наслаждалась комедией гениального племянника.»

Сейчас дом занимает издательство «Аргументы и факты». Мемориальная доска теперь — другая, новая, и даже имя А.С. Грибоедова на ней не упомянуто. Хотя, конечно, все имена великих людей, бывавших здесь, ни на какой мемориальной доске не поместятся.

Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что усадебный дом И.И. Барышникова, расположенный по адресу: Мясницкая улица. Дом 42 и есть прототип «Дома Грибоедова», как он представлен в романе «Мастер и Маргарита». Здесь наличествуют: во втором этаже круглый зал с колоннами, в нижнем этаже — древние сводчатые палаты.

В этом доме А.С. Грибоедов жил у своего друга Бегичева в течение целого года, имел свой кабинет, где работал над комедией «Горе от ума» и здесь читал отрывки её своим друзьям. Отсюда уехал к месту своей последней службы.

В этом же доме спустя почти сто лет работал М.А. Булгаков.

Если в Москве и есть Дом Грибоедова, то это, по праву, дом № 42 на Мясницкой.

Однако в литературных кругах принято считать прототипом «Дома Грибоедова» дом Герцена на Тверском бульваре, 25. В пользу этой версии говорит то, что дом стоит на Бульварном кольце и в 20-е — 30-е годы в нём располагалось множество литературных организаций, и Булгаков наверняка бывал там. На Тверском бульваре, правда, нет ни круглого зала, ни сводчатых палат, и он никак не связан с именем Грибоедова.

Впрочем, ничто не мешает нам предположить, что «Дом Грибоедова» мог иметь и два прототипа: само имя «Грибоедов» и описание великолепных интерьеров, круглого зала, сводчатых палат, взято было автором романа от дома на Мясницкой, а секции, кружки, редколлегии, правления, разместившиеся «уютнее не придумать», — от дома Герцена.

Полюбуемся ещё немного этой великолепной усадьбой и свернём с Мясницкой улицы в Малый Харитоньевский переулок, бывшую улицу Грибоедова.