Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Азазелло

Итальянизированная форма еврейского имени Азазель («Козел-бог»). По неканонической книге Еноха — это падший ангел, совращающий людей. Ему приносится в жертву за грехи народа козел («козел отпущения») в День искупления (Йом-Кипур). В христианстве отождествляется с сатаной, который после Страшного суда будет брошен в огонь. Вероятно, именно поэтому в некоторых редакциях 1929 года будущий Воланд носил имя Азазелло, а Азазелло окончательного текста назывался Фиелло.

Б. Соколов в «Расшифрованном Булгакове» приводит выдержки из книги И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (1872), с которой вполне мог быть знаком Булгаков. В ней говорится, что Азазель «научил людей делать мечи, шпаги, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения, научил женщин расписывать брови, употреблять разного рода драгоценные камни и украшения, так что земля развратилась». Поэтому не случайно именно этот персонаж дает Маргарите чудодейственную мазь, которая так и названа — «крем Азазелло», и не случайно именно он убивает барона Майгеля, причем в ранних редакциях — холодным оружием.

Этот демон упоминается и в книге А.В. Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков»: «Евреи слишком долго жили кочевниками в жгучих пустынях, чтобы не вынести из них мифа о царящем в них злом духе Азазеле, — быть может, отголоске египетского Сета, которому подчиненным египтяне считали Синайский полуостров. Пресловутый обычай выгонять в жертву этому Азазелю "козла искупления", нагруженного грехами Израиля, общеизвестен. Он держался в иудаизме едва ли не до падения иудейской государственной самостоятельности и, умирая, соприкоснулся с христианским символом-антитезою агнца, принявшего на себя грехи мира» (цит. по: Соколов. Расшифрованный Булгаков).

Однако нельзя с уверенностью утверждать, что Булгаков читал эти книги. Доподлинно известно другое — в его библиотеке была книга Н.Н. Евреинова «Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов» (Л., 1924).