Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Эволюция героев

Почти за две тысячи лет люди в целом, по утверждению Воланда, мало изменились внутренне. Это видно из сопоставления ершалаимской толпы, пришедшей поглазеть на казнь, и московской толпы, стремящейся попасть на удивительное зрелище в театр Варьете.

Однако в результате общения с Иешуа в ершалаимских главах и с нечистой силой, а также Мастером в главах московских многие персонажи романа претерпевают существенную эволюцию.

В результате общения с Иешуа Га-Ноцри меняются Пилат и разбойник Дисмас, в предыстории изменился Левий Матвей. Иешуа убежден, что изменился бы и Марк Крысобой, если б с ним поговорить.

Уверовав в этот дар убеждения «безумного мечтателя», прокуратор отдает распоряжение, «чтобы Иешуа Га-Ноцри был отделен от других осужденных, а также о том, чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чем бы то ни было разговаривать с Иешуа или отвечать на какие-либо его вопросы».

В московских главах очевидна эволюция Ивана Бездомного после рассказа Воланда и встречи с Мастером. В клинике Стравинского, в главе с недвусмысленным названием «Раздвоение Ивана», идет внутренняя борьба между «ветхим» и «новым» Иваном. В начале романа Иван, приверженец лжеучения, с уважением внимает лжеучителю — Берлиозу. После символического крещения (см. статьи «Купанье Ивана» и «Храм Христа Спасителя») Иван обретает учителя истинного — Мастера.

В Эпилоге, однако, видно, что преображение героя лишь частичное (Стравинский так и говорит об Иване в одной из ранних редакций: «Если выкарабкается, то с дефектом»): Иван (отбросивший свой литературный псевдоним и ставший Иваном Николаевичем Поныревым) больше не пишет стихов. Теперь он — историк (как и его учитель в его прежней жизни), профессор Института истории и философии. Однако все произошедшее с ним он считает работой «преступных гипнотизеров» и только раз в году, в весеннее полнолуние, вновь ощущает себя учеником Мастера и выполняет его завет — мысленно завершает роман о Понтии Пилате, встретившемся наконец с Иешуа.

В результате столкновения с нечистой силой меняются: Жорж Бенгальский, Варенуха, Римский, Лиходеев, Никанор Иванович Босой, Наташа, Николай Иванович... Неизменившимся и непотопляемым оказался лишь доносчик Алоизий Могарыч.

Меняется и Мастер, но уже в результате столкновения с посюсторонним злом — «одним из московских учреждений». Причем вернуть бодрость духа человеку, сломленному застенками этого учреждения, отказавшемуся от своего творчества, нелегко даже всесильному Воланду: трижды дают Мастеру волшебное питье, но и оно не очень-то помогает.

Казалось бы, естественны изменения Маргариты после употребления волшебного крема Азазелло. И они произошли. Однако эти изменения были чисто внешними и не затронули ее душу. Об этом автор сказал недвусмысленно: «Словом, знакомство с Воландом не принесло ей никакого психического ущерба. Все было так, как будто так и должно быть».