Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Треугольник

Треугольник является очень распространенным мифологическим символом; в разных знаковых системах он имеет самые разнообразные значения: он может рассматриваться как символ христианской Троицы и как символ дохристианской культуры; углы треугольника могут символизировать волю, мысль, чувство; направленный вершиной вверх, он означает добро, вершиной вниз — зло и т. п. (В романе, возможно намеренно, не уточнено положение треугольника.)

В ранних редакциях вместо треугольника сверкала «синим и белым огнем бриллиантовая буква "F"», начальная буква слова «Faland», одного из вариантов имени Воланд.

В повести Чаянова, хорошо известной Булгакову, золото-платиновые треугольники символизируют обладание человеческими душами (см. статью «Источники»).

Некоторые исследователи (Э. Баццарелли, М. Йованович, Б. Соколов) связывают этот знак у Булгакова с масонством. Так, Б. Соколов в «Расшифрованном Булгакове» пишет: «Через книгу Ф.В. Фаррара оказывается возможным постигнуть одно из значений бриллиантового треугольника на портсигаре Воланда. Автор "Жизни Иисуса Христа" писал: "Чтобы показать им (главным священникам, книжникам, раввинам, председателям всех классов Синедриона — высшего иудейского судебного органа. — Б.С.), что самое писание пророчественно обличает их, Христос спросил, что неужели они никогда не читали в Писании (Пс. CXVII) о камне, который отвергнут был строителями, но который тем не менее по чудесным целям Божиим сделался главой угла? Как могли они дальше оставаться строителями, когда весь план их строительства был отвергнут и изменен? Разве древнее мессианское пророчество не показывает ясно, что Бог призовет других строителей на создание своего храма?" <...>

Треугольник Воланда как раз и символизирует этот краеугольный камень — отвергнутый камень, сделавшийся главой угла. И ход событий в "Мастере и Маргарите" полностью соответствует притче, истолкованной Ф.В. Фарраром. Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный, сидя на скамейке ("седалище суда"), вновь девятнадцать столетий спустя судят Христа и отвергают его божественность (Бездомный) и само его существование (Берлиоз). Треугольник Воланда — еще одно предупреждение председателю МАССОЛИТа, напоминание притчи о строителях Соломонова храма, столь важной в доктрине масонства, особенно в сочетании со словами: "Кирпич ни с того и ни с сего никому и никогда на голову не свалится... Вы умрете другою смертью"».

См. также статью «Масонство».