Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смерть и воскресение

Сестра писателя Н.А. Земская вспоминает, что, когда в 1915 г. она, приехав в Москву, вошла в комнату Булгакова, «первое, что мне бросилось в глаза, это через всю комнату по оштукатуренной стене написано по-латыни: Quod medicamenta non sanant, mors sanat — "Что не излечивают лекарства, то излечивает смерть". Это из Гиппократа, древнегреческого врача» (Е.А. Земская «Михаил Булгаков и его родные. Семейный портрет»).

Это было созвучно взглядам полного сил молодого врача. А вот слова, по воспоминаниям С.А. Ермолинского, смертельно больного писателя: «Мне мерещится иногда, что смерть — продолжение жизни. Мы только не можем представить себе, как это происходит. Но как-то происходит...» (цит. по: Чудакова. Жизнеописание... С. 647).

Тема смерти — и как трагедия, и как фарс — проходит через большинство эпизодов романа.

В ершалаимских главах помимо центрального эпизода казни Иешуа, Гестаса и Дисмаса и убийства Иуды она присутствует и в мыслях Пилата, мучимого гемикранией и помышляющего о яде, и в поведении Левия Матвея, стремящегося убить Иешуа, чтобы избавить его от крестных мук, заклинающего бога послать Иешуа быструю смерть, а позднее намеревающегося убить Иуду.

Ганс Гольбейн. Мертвый Христос. 1521

В московских главах смертей еще больше.

Роман начинается гибелью Берлиоза под трамваем. В фарсовом, сниженном виде она повторена на сеансе черной магии, когда конферансье Жоржу Бенгальскому Бегемот отрывает голову, а затем приставляет ее обратно.

Можно сказать, что ложную смерть, а затем воскрешение переживает и Степа Лиходеев, чудесным образом перемещенный из Москвы в Ялту.

Ложной смертью представляется во сне Никанора Ивановича смерть Саввы Куролесова, актера, изображающего барона из «Скупого рыцаря».

Альбрехт Дюрер. Голова мертвого Христа. 1503

Еще одна ложная смерть с немедленным воскресением настигает кота Бегемота во время перестрелки в «нехорошей квартире».

С другой стороны, ложное воскрешение наблюдается на Весеннем бале полнолуния, когда мертвецы восстают из праха и с первым криком петуха вновь рассыпаются в прах.

На этом бале Маргарита оказывается свидетельницей еще трех убийств — барона Майгеля и женщины и ребенка в далекой Испании — их Маргарита видит в волшебном глобусе Воланда.

Предсказанная буфетчику Сокову смерть настигает его в Эпилоге. Там же мы узнаем о смерти (теперь уже не ложной) Саввы Потаповича Куролесова.

Наконец, переходят в инобытие (причем дважды — и при помощи яда Азазелло, и естественным путем) главные герои романа — Мастер и Маргарита. Здесь вновь мы видим смерть и воскресение. Однако судьба героев и в потустороннем мире неоднозначна: останутся ли они в «вечном доме» и будут наслаждаться покоем или все же поднимутся в какие-то высшие сферы? Ведь в финале романа Иван в своем вещем сне видит, как Маргарита «уходит вместе со своим спутником к луне».