Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нож

Нож (чаще всего как орудие убийства) упоминается во многих сценах романа, гораздо чаще, чем огнестрельное оружие. Это легко объяснить тем, что холодное оружие помогает выстраивать параллели между московскими и ершалаимскими главами. Любовь, поразившая героев романа при первой же встрече («Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож»), нарочито совпадает со сценой убийства Иуды, пришедшего в Гефсиманский сад на свидание с любовницей («И в тот же миг за спиной Иуды взлетел нож, как молния, и ударил влюбленного под лопатку. Иуду швырнуло вперед <...> Передний человек поймал Иуду на свой нож и по рукоять вонзил его в сердце Иуды»). Тема ножа продолжена и в описании дальнейших встреч Мастера с Маргаритой, когда в подвале он ждет ее прихода и видит у окна ноги точильщика: «Точильщик. Ну, кому нужен точильщик в нашем доме? Какие ножи?»

В московских главах с ножом разгуливает Азазелло в сцене с Поплавским. Кокетливо ковыряет острым ножом лососину продавец за рыбным прилавком в Торгсине. Громя квартиру Латунского, Маргарита «кухонным ножом резала простыни».

Даже предсказание: «Вам отрежут голову», да и сама неоднократно упомянутая отрезанная голова (ситуация продублирована в эпизоде с конферансье Бенгальским) тоже ассоциируется с ножом.

В ершалаимских главах упомянуты ножи у Пилата и Марка Крысобоя. Однако помимо убийства Иуды главные сцены, где упомянут нож в античном романе, связаны с образом Левия Матвея, который хочет достать в городе нож, догнать процессию, везущую осужденных на казнь, и «ударить Иешуа ножом в спину», чтобы избавить его от крестных мук. Нож помогает Левию Матвею перерезать веревки, когда он снимает тело Иешуа с креста. В дальнейшем украденный им в хлебной лавке нож фигурирует в его беседе с Пилатом.

И наконец, на инфернальном уровне вновь возникает нож как орудие убийства. На Весеннем бале полнолуния практически все гости загробного мира названы поименно, кроме трех первых, появившихся сразу же за господином Жаком, и двух последних (про последних гостей см. статью «Отравители»). Про первых сказано так: «Из камина один за другим вывалились, лопаясь и распадаясь, три гроба, затем кто-то в черной мантии, которого следующий выбежавший из черной пасти ударил в спину ножом». Только этот удар ножом (неуместный, кстати сказать, для встречи на бале и нужный лишь для указания на личность убийцы) и может быть сопоставлен с земным существованием персонажа. А так как в романе таким способом был убит Иуда, то, возможно, это намек на произошедшее в Гефсиманском саду.