Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Антониева башня

В описании Антониевой башни и висячих мостов, соединявших ее с храмом, Булгаков ориентируется на Иосифа Флавия: «Замок Антония с двумя галереями на внешней храмовой площади, <...> творение царя Ирода, которым он преимущественно доказал свою любовь к великолепию. <...> В целом он имел форму башни, но на своих четырех углах он опять был обставлен четырьмя башнями, <...> с них можно было обозреть всю храмовую площадь. Там, где замок соприкасался с храмовыми галереями, от него к последним вели лестницы, по которым солдаты квартировавшего всегда в замке римского легиона вооруженными спускались вниз, чтобы, разместившись по галереям, надзирать за народом в праздничные дни с целью предупреждать мятежные волнения».

Ирод Великий «перестроил старую городскую крепость Вира, назвав ее Антонией в честь своего патрона — триумвира Марка Антония; близ нынешних Яффских ворот он воздвиг внушительную систему укреплений из трех огромных богато украшенных башен (до наших дней уцелела нижняя часть одной из них)» (Штереншис. История города Иерусалима. С. 102). Крепость позволяла контролировать всю территорию храма, а потому в ней размещался римский гарнизон; обычно в ней останавливались римские прокураторы, приезжая в Иерусалим. (См. также статью «Висячие мосты».)