Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Левий Матвей

Евангелист Левий (он же Матфей; еврейск. «дар Божий»), сын Алфея, один из 12 апостолов и автор первого Евангелия, был до встречи с Иисусом Христом сборщиком пошлин (мытарем) при капернаумской таможне. Встреча Иисуса Христа с Левием Матфеем описана у евангелиста Марка: «И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидевшего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним» (Мк. 2: 13—14). Образ Левия Матвея соотнесен в романе с единственным учеником Мастера Иваном Бездомным: в обоих случаях ученик до встречи со своим Учителем занимался самым неподходящим для его будущего служения делом: один был мытарем, другой — антирелигиозным поэтом (см. подробнее статью «Параллели в московских и ершалаимских главах»).

Знаменательно, что слова распятого Иисуса: «Боже мой, Боже мой, за что Ты меня оставил?» — Булгаков, по существу, передал Левию Матвею — тот пишет в своем пергаменте: «Бог! За что гневаешься на него? Пошли ему смерть».

Литературным «источником» проклятий, которые Левий Матвей посылает Богу во время казни Иешуа («— Я ошибался! — кричал совершенно охрипший Левий, — ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курильниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!»), Б. Соколов считает роман «Два мира» (1921) Владимира Зазубрина (Зубцова, 1895—1937), посвященный Гражданской войне в Сибири. Главный герой романа, подпоручик белой армии, произносит такие же гневные слова перед иконой Бога-Отца: «Ты видишь? Видишь наши муки, злой старик? Как глуп я был, когда верил в мудрость и доброту твою. Страдания людей тебе отрада. Нет, не верю я в тебя. Ты бог лжи, насилия, обмана. Ты бог инквизиторов, садистов, палачей, грабителей, убийц! Ты их покровитель и защитник» (Соколов. Энциклопедия булгаковская. С. 256).

Однако, несмотря на сходство приведенных цитат, мы не располагаем данными, что Булгаков был знаком с книгой Зазубрина.

Евангелист Матфей. Старинная икона

Франсиско Сурбаран. Распятие. Ок. 1664