Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Каифа

Иосиф Каифа — главный антагонист романа о Понтии Пилате, иудейский первосвященник с 18-го, по другим сведениям — с 25 г.; смещен с должности в 36 г. сирийским легатом Вителлием. С Каифой соотнесен в романе о современности председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз, главный идеолог в московских главах и антагонист Мастера. Общие черты обоих — прагматизм и пренебрежение нравственным законом.

Знаменательно, что евангельские слова Иисуса («Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч» — Мф. ю: 34) Булгаков, подчеркивая мирный характер проповеди Иешуа, в несколько переиначенном виде вкладывает в уста его главного антагониста Каифы: «Не мир, не мир принес нам обольститель народа в Ершалаим. Ты хотел его выпустить затем, чтобы он <...> подвел народ под римские мечи!»

В русском переводе Евангелия — Каиафа (еврейск. «исследователь»); Булгаков использовал, по-видимому, итальянскую (Caifa), взятую из апокрифического Евангелия от Никодима, или французскую (Caïphe) транслитерацию этого имени (см.: Эльбаум. Анализ иудейских глав... С. 73). В ранних редакциях романа встречалось и традиционное написание этого имени.

В тексте упоминается дворец Каифы, куда вызывали Иуду. Этот дворец находился в юго-западной части Верхнего Города, в нем заседал Малый Синедрион, сюда привели арестованного Иисуса Христа, согласно книге Генриха Гретца «История евреев...», из которой сохранились выписки в архиве Булгакова.

Не только иудейский первосвященник, но и другие представители высшего духовенства в произведениях Булгакова (архиепископ Африкан в «Беге», маркиз де Шаррон в «Кабале святош») изображены крайне отрицательно. В ранних редакциях романа был эпизодический персонаж отец Аркадий Элладов, пошедший на сотрудничество с новой властью и уговаривавший граждан добровольно сдавать валюту, так как кесарево должно принадлежать кесарю и всякая власть от Бога (отметим явную перекличку со словами Иешуа о том, что наступит царство истины, где не будет ни власти кесаря, ни какой-либо другой власти).

См. также статью «Синедрион».