Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Живые шахматы

Источником эпизода с «живыми» шахматами, в которые Воланд играет с Бегемотом («На доске тем временем происходило смятение. Совершенно расстроенный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки. Три белых пешки-ландскнехта с алебардами в растерянности глядели на офицера, размахивающего шпагой и указывающего вперед, где в смежных клетках, белой и черной, виднелись черные всадники Воланда на двух горячих, роющих копытами клетки конях»), послужила новелла Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете» из сборника «Альгамбра» (1832); кстати, эта же новелла подсказала Пушкину и сюжет «Сказки о золотом петушке»:

«Царь Абен Габуз приблизился к столику вроде шахматного, на котором были расставлены деревянные фигурки, и, к изумлению своему, увидел, что все они движутся. Кони дыбились и гарцевали, воины бряцали оружием и доносился слабый рокот барабанов и труб, бренчала сбруя и ржали скакуны; но все это было не громче и не внятнее, нежели жужжание пчелы или летней мухи, тревожащей дремотный слух лентяя, прикорнувшего в полуденной тени.

— Ты зришь, о царь, — сказал звездочет, — живое свидетельство того, что неприятель твой ополчился на тебя. Верно, они уже в горах, идут перевалом Лопе. Хочешь посеять среди них страх и смятенье, дабы они отступили без кровопролития, — рази их тупым концом волшебного копья, а ежели нужны раздоры и убийства, — бей острием.

Лицо Абен Габуза потемнело; он жадно схватил копье дрожащими пальцами и, тряся седою бородой, просеменил к столику.

— О сын Абу Аюба, — возгласил он, подхихикнув, — прольем-ка, пожалуй, немного крови!

Иллюстрация Бориса Маркевича к роману «Мастер и Маргарита». 1988—1989

И, сказав так, он поразил волшебным копьем нескольких куколок, а других ударил древком. Те грянулись замертво, а эти обратились друг на друга и начали свалку и побоище.

Не без труда звездочет удержал руку миролюбивейшего государя, не дав ему истребить недругов всех до единого...» (Ирвинг. Альгамбра. С. 150).

В то же время этот эпизод перекликается и с одним из мотивов романа Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» (1922), прекрасно известного Булгакову (см. статью «Источники»), где герой играет в «живые карты»: «Я сел, не отдавая себе отчета, и взял в руку карты; кровь прилила у меня к голове и забилась в висках, когда взглянул я на них.

Порнографическое искусство всего мира бледнело перед изображениями, которые трепетали в моих руках. Взбухшие бедра и груди, готовые лопнуть, голые животы наливали кровью мои глаза, и я с ужасом почувствовал, что изображения эти живут, дышат, двигаются у меня под пальцами. Рыжий толкнул меня под бок. Был мой ход. Банкомет открыл мне пикового валета — отвратительного негра, подергивающегося в какой-то похотливой судороге, я покрыл его козырной дамой, и они, сцепившись, покатились кубарем в сладострастных движениях, а банкомет бросил мне несколько сверкающих треугольников...» (А.В. Чаянов. Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей. М., V год республики [1921]. Переиздана в 1989 г. в составе книги: А.В. Чаянов. Венецианское зеркало. С. 54—75).

Как выясняется позднее, золотые и платиновые треугольники в романе Чаянова давали их обладателям власть над человеческими душами (вспоминается бриллиантовый треугольник на портсигаре и часах Воланда).

Знакомство с приведенным выше эпизодом повести Чаянова помимо «живых» шахмат нашло отражение в одном из ранних описаний бала сатаны (редакция 1933 г.): «Гроздья винограда появились перед Маргаритой на столике, и она расхохоталась — ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита тронула его, и он ожил в ее руке. Заливаясь хохотом и отплевываясь, Маргарита отдернула руку» (Великий канцлер. С. 150).

Помимо литературных источников (в числе которых можно упомянуть и сеанс одновременной игры Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова) отмечают и «живую партию» М. Ботвинника и Н. Рюмина, сыгранную в 1934 г., во время которой роль шахматных фигурок исполняли спортсмены. Булгаков, сам большой любитель шахмат, не мог не следить за шахматной жизнью столицы (на это впервые указал В. Пимонов в заметке «Загадка Маргариты» // «Шахматное обозрение», 1985, № 17, с. 25; тема развита М. Чудаковой в № 18 того же журнала в статье «М. Булгаков: его партнеры, его сочинения»).