Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Аллилуйя!»

Фокстрот «Аллилуйя!» в «Мастере и Маргарите» возникает трижды и всякий раз связан с инфернальной темой: «полночное видение в аду» в разгар пиршества у «Грибоедова» перед известием о гибели Берлиоза; в квартире профессора Кузьмина, когда под него выплясывает воробушек — посланец нечистой силы; и на Великом бале сатаны. Само название этого фокстрота кощунственно: религиозный порыв, выраженный восклицанием «Аллилуйя!» (еврейск. «хвалите Господа»), оказывается связан с греховной оргией.

Обложка к нотам фокстрота «Аллилуйя!»

Любопытно, что этот фокстрот упоминается и в «Записках покойника», когда дирижер Романус утверждает, что председатель месткома не отличит фугу Баха от фокстрота «Аллилуйя», и в пьесе «Блаженство», где прямо указано на его соотнесенность с богослужением («Филармония? Будьте добры, найдите сейчас же пластинку под названием "Аллилуйя" и дайте ее нам, в бальный зал Радоманова. Артист Милославский ничего другого не танцует... Молитва?.. Одна минута... (Убегает, возвращается.) Нет, не молитва, а танец... Конец двадцатых годов двадцатого века»).

Дом Жургаза, Страстной бульвар, 11, где оркестр А. Цфасмана исполнял фокстрот «Аллилуйя!»

Нужно иметь в виду что в те годы в Советском Союзе фокстроты, джаз вообще, осуждались и их публичное исполнение было почти запрещено. Артист оперетты Г. Ярон вспоминает: «В 1931 году в оперетте Н. Стрельникова "Чайхана в горах" было разрешено 32 такта фокстрота "для характеристики отрицательного действующего лица" (не анекдот — запротоколировано!)» (Ярон. О любимом жанре). «Джаз является порождением деградирующей буржуазной культуры США» (БСЭ, 1952.); Максим Горький назвал джаз «музыкой толстых».

Б. Соколов пишет, что неподалеку от «Грибоедова» на Страстном бульваре «в саду "Жургаза"», куда проникнуть можно было только по специальным пропускам, играл знаменитый джаз-оркестр Александра Цфасмана, часто исполнявший в 30-е годы фокстрот «Аллилуйя» американского композитора Винсента Юманса» (Соколов. Расшифрованный Булгаков. С. 121).

В архиве Булгакова сохранились ноты этого фокстрота (1920) с пометкой Елены Сергеевны: «Упоминается в "Мастере и Маргарите" и пьесе "Блаженство". Булгаков часто играл его».