Вернуться к Михаил Булгаков в потоке российской истории XX—XXI веков (Выпуск 5)

Е.В. Мочалова. «За что я люблю роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова?» Исследование библиотекаря

Неоднократно перечитывая роман «Мастер и Маргарита», я, безусловно, понимала его значимость. Работая библиотекарем в городе Белово Кемеровской области, я убедилась, что эта книга практически никогда не лежит на полке — как только оставишь роман (в разделе «Сданные сегодня», она находится в открытом доступе), его берут молниеносно. Этот неугасающий интерес к произведению М.А. Булгакова подтолкнул меня к исследовательской работе, целью которой стала попытка ответить на вопрос: за что книгу любят, чем она притягивает сегодняшнего читателя.

Методами исследования были выбраны устный опрос, письменное анкетирование и опрос в социальных сетях. Респондентами стали ученики двух учебных заведений города Белово: гимназии № 1 и школы № 32, сотрудничающих с библиотекой.

Предварительным этапом исследования стал опрос, проведенный на страницах библиотеки в двух социальных сетях — «ВКонтакте» и «Одноклассники». Мы задали нашей аудитории вопрос: «За что вы любите роман «Мастер и Маргарита?»» — и получили массу развернутых ответов, анализ которых позволил составить анкеты для школьников, занятых в следующем, более подробном опросе. В ходе предварительного этапа были опрошены 118 человек, 53 из них ответили, что читали роман и он им понравился. Ответы, полученные нами на этом этапе, позволили выделить следующие черты романа, привлекающие читателей:

1. Загадочность и мистика;

2. Многослойность сюжета;

3. Юмор и ирония;

4. Современность (роман «на все времена»);

5. Стиль и язык повествования;

6. Обаяние героев;

7. «Зашифрованность» романа.

На следующем этапе в опросе участвовали те самые 53 человека (35 девушек и 18 юношей), прочитавшие роман.

Во-первых, мы спросили их, в каком возрасте они впервые прочли книгу. Анкеты показали, что в возрасте 10—12 лет с романом познакомились 4 человека (7%); в 13—14 лет — 6 человек (11%); в 15 лет — 15 человек (29%); в 16 лет — 17 человек (32%), в 17—18 лет — 11 человек (21%).

То есть в 5—7-х классах роман прочли 19% опрошенных (10 человек), в 8—9-х классах — 38% опрошенных (20 человек, в основном девушки), а в 10—11-х классах — 43% (23 человек).

В ходе исследования выяснился поразительный факт — около половины его участников (25 человек, или 48%) читали роман не единожды. Из них дважды роман прочли 13 человек (25% от общего числа респондентов), трижды — 8 человек (14%) и более 3 раз — 5 человек (9%).

Загадочность и мистика заинтересовали 12 человек (23% опрошенных),

современность романа (роман «на все времена») отметили 8 человек (15%),

«многослойность» произведения — 7 человек (13%),

стиль и язык повествования — 7 человек (13%),

обаяние героев — 6 человек (11%),

юмор и иронию — 6 человек (11%),

«зашифрованность» романа привлекла 5 человек (10%),

свой вариант предложили 2 участника опроса (4%).

Молодежь в социальных сетях активно комментировала свои ответы, обосновывая свой выбор. В последующих устных беседах они интересно и аргументированно объясняли свою привязанность к роману. Это неудивительно: стоит вспомнить, что первые рисунки к роману сделала талантливая школьница — художница Надя Рушева.

Рассмотрим подробнее полученные нами ответы.

Двенадцать человек из 53 любят роман за мистику и загадочность. Так, в своих комментариях Алексей, ученик 10-го класса (16 лет) написал1:

Читать было трудно, но интересно. Как будто окно в другой мир открылось.

Как стало ясно из объяснений юных читателей при устном опросе, их привлекает фантастичность произведения с элементом сказки, и даже если они не все понимают, этот роман будит воображение и фантазию. Мистические и таинственные чудеса в романе дети связывали с еще не забытыми ими добрыми сказками из детства — с шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и мечом карающим. В качестве любимого героя романа практически все называли представителей свиты Воланда, и прежде всего Бегемота, который обаял всех. Отмечали в ряду захватывающих моментов и то, как правдоподобно персонажи путешествуют во времени — это описано так достоверно, что не вызывает никакого сомнения.

Кто-то из ребят особо выделял эпизоды бала сатаны и полета Маргариты, потому что, по их мнению, фантастика и гротеск здесь на высоте. Упоение полетом над «туманами росистого мира» сменяется вполне реалистической местью Латунскому. А «дикий разгром» квартиры ненавистного критика соседствует со словами нежности, адресованными четырехлетнему мальчику. И Маргарита, главная героиня, раскрывается очень характерно.

Второе место в рейтинге читателей заняла такая черта романа, как современность, близость сегодняшнему читателю.

Роман по-настоящему современен, —

написала ученица 9-го класса Карина (14 лет).

Читаешь и ловишь себя на мысли, что все это происходит в наши дни. С годами в жизни людей ничего не меняется. Ушли вперед наука и техника, а характеры, поступки — нет... —

продолжила ее мысль Кристина, ученица 10-го класса (15 лет).

Роман интересен необычным сюжетом, написан красиво, персонажи реалистичны, [роман] затрагивает психологические стороны нашей жизни, —

считает Иван, ученик 10-го класса гимназии (16 лет).

В ходе устного опроса читатели высказывали мнения о современности персонажей, поступки которых объяснимы и понятны — мало что за прошедшие с времени создания романа годы изменилось в человеческих пристрастиях и характерах. Много рассуждали о главном персонаже романа — Мастере, который, по мнению участников опроса, жив и сегодня — как человек, который не станет сидеть на скучных собраниях, среди убогих и злобных собратьев, не станет толкаться в очереди у прилавка. Удел такого человека — одиночество, даже среди людей, даже в толпе.

Многие сообщили, что после первого прочтения книгу не поняли и, только перечитав, открыли для себя ее смысл. Восемнадцатилетняя Анна объяснила это так:

Пыталась прочитать эту книгу, начиная с 15-летнего возраста. Ничего не поняла и стало не интересно читать дальше. Забросила это занятие. Следующая попытка через два года. И только тогда буквально «проглотила» эту книгу, прочла ее запоем, а потом много раз перечитывала уже спокойно, размышляя и раздумывая над некоторыми эпизодами. Впечатление потрясающее, и, как бы банально не звучало, это настоящий шедевр. Классика вечна.

Эту мысль, что при каждом новом чтении открывается новый смысл, новая грань произведения, поддержали и другие участники опроса, писавшие:

Я зачитывалась книгой, и каждый раз, когда вновь и вновь открывала ее, находила для себя что-то новое и еще больше проникалась сюжетом;

Роман «Мастер и Маргарита» — это потрясающая вещь, в атмосферу которой хочется погружаться снова и снова; Завораживает и удивляет! Его хочется читать, его хочется обдумывать;

Это моя настольная книга, гений Булгакова создал шедевр на все времена, после каждого прочтения открывается что-то новое, не замеченное ранее;

Роман заставляет задуматься о вопросах благородства, чести, добра и зла. К тому же великолепный язык этого произведения доставляет читателю такое огромное удовольствие, что невозможно отказаться перечитать роман в очередной раз.

Может быть, поэтому на третьем месте рейтинга главных черт произведения — многослойность.

Ученица 11-го класса Женя (17 лет) написала:

Дивилась таланту автора — в одной книге две, а может, и больше. Но они переплетались, сочетались. Мне эта книга дала знания, заставила по-другому, не так, как нас в школе учат, взглянуть на историю.

Все отмечали прием романа в романе, позволяющий провести параллель между главами «пилатовскими» и московскими.

Примерно одинаково важными для читателей (судя по значениям результатов опроса) оказались такие черты романа, как его зашифрованность, обаяние героев, юмор и ирония.

Роман, ученик 10-го класса (16 лет), написал в комментариях, что для него главное в романе «юмор с подоплекой». По его словам,

ироничные персонажи обезоруживают и поневоле им начинаешь симпатизировать.

Ученица 9-го класса Ирина (16 лет) предположила, чем обусловлено обаяние, исходящее от романа:

Да, роман очень сложный, но удивительно пленительный. Вероятно, это оттого, что Михаил Аф[анасьевич] сам очень любил эту вещь и писал [ее] 12 лет. Булгаков сразу окунул меня в то время, про которое писал: как будто идешь рядом с Иудой в оливковую рощу и слышишь вместе с ним пение птиц или сидишь вместе с писателями в душном зале и ждешь Берлиоза, которому не суждено прийти на совещание в Массолит.

Особенно удивило и порадовало, что молодыми читателями была отмечена евангельская составляющая сюжета — как одна из интересных, побудивших их к чтению романа.

То, что они смогли проникнуться историей Иешуа Га-Ноцри в юном возрасте, говорит как о мастерстве Булгакова, так и о читательской незаурядности.

Алла, ученица 11-го класса (18 лет) на вопрос, за что она любит роман «Мастер и Маргарита», ответила:

За евангельскую историю.

Александр, ученик 10-го класса (17 лет) написал:

Эта книга одна из моих любимых. Первый раз прочел за ночь, на одном дыхании. Многое можно сказать, почему я в нее влюбился. Но сейчас я понял главную заслугу этого произведения: я захотел прочитать книгу книг (Первоисточник), за что низкий поклон Булгакову.

Карелия, ученица 11 класса (18 лет) сообщила:

С романом познакомилась, еще учась в 9-м классе. Тогда [он] мне понравил[ся] чисто интересностью. Е[го] легко было читать, сюжет замечателен, язык понятен, легок и литературен. [Он] выделял[ся] из школьной программы. Булгаков создал свою нетленную книгу. Она не сгорит в костре времен, по прошествии лет не станет менее интересной и актуальной. Хочется верить. Своим детям я обязательно порекомендую ее прочитать.

Юная читательница Александра (16 лет) выделила для себя в тексте мысль Булгакова, что оставаться творцом в то время мало кто мог:

Хотела во всем разобраться: для кого это послание, почему автор так хотел, чтобы его «завещание» потомки все-таки прочли. Кого имел в виду под каждым героем! Ведь роман удивительно зашифрован, и понятно — почему! Но так увлекательно его разгадывать — перелопатить кучу книг и попытаться хоть что-то прояснить! Я даже в Москву ездила, в эту «нехорошую квартиру»! Почему же так обаятелен Воланд — князь тьмы? Для чего даны нам события древнего Ершалаима? Почему-то ждала постоянно, что Мастер как-то покажет еще себя, и всегда за него переживала, но увы... сломленный автор романа о Пилате так и не проявил себя в отличие от Булгакова, который все-таки дописал роман, уже жутко мучаясь от болезни.

Почти все участники опроса были солидарны в том, что обязательно будут перечитывать этот роман снова, ища ответы на вопросы жизни.

Так будет ли понят роман будущими поколениями? Проведя данное исследование, можем ответить однозначно: будет.

Итогом проделанной работы стал фильм, в котором юные читатели делились своими впечатлениями о «Мастере и Маргарите». Ниже приведем выдержки из бесед с ними.

Валерия Архипова, 11-й класс, гимназия № 1:

Роман «Мастер и Маргарита» мне понравился тем, что отрицательные герои вызывали симпатию у читателя. Мне больше понравился герой романа Воланд. Да, я бы стала перечитывать роман.

Карина Белогурова, 11-й класс, гимназия № 1:

Роман «Мастер и Маргарита» мне очень понравился. Во-первых, своей загадочностью. Булгаков оставляет [читателя] в неведении [о] то[м], что происходит дальше; остается множество вопросов. Также своим юмором тоже очень [роман] меня зацепил. И сюжетом, сюжет очень неоднозначный. Первый раз я прочитала роман, и некоторые моменты из него были мне совершенно непонятны, но [теперь], когда [прочла во] второй раз, полная картина складывается, и он [роман] укладывается в голове. Безусловно, я его буду перечитывать. На днях.

Артем Безматерных, 11-й класс, школа № 32:

Во-первых, это оригинальные персонажи, например, кот Бегемот. Это лучший персонаж — самый оригинальный. Из сюжетной линии мне, как и большинству людей, была интересна линия Мастера и Маргариты и Воланда. [Также линия] Понтия Пилата, древняя линия. Потому что в ней было меньше философии, жизненных вещей, больше скабрезностей. Я буду перечитывать этот роман, допустим, если у меня будет трудная жизненная ситуация и мне нужен будет неординарный источник.

Юлия Конюхова, 11-й класс, 16 лет, гимназия № 1:

Мне, безусловно, роман понравился. Но, к сожалению, я его еще не дочитала до конца. Это я хочу исправить в ближайшее время. Думаю, я его еще раз прочитаю, потому что есть некоторые непонятные моменты, которые приходится несколько раз перечитывать. Но, перечитав, это все становится понятно.

Александра Левченко, 11-й класс, гимназия № 1:

Мне очень понравился роман, перечитывала уже несколько раз. Нестандартная подача сюжета. Очень динамично, заставляет задуматься, не заскучаешь, когда читаешь! Читала в 14 [лет], 16 и не помню еще когда, потому что мне его посоветовал папа. Это его любимая книга, он [ее] часто перечитывает. Дома [роман] лежит на видном месте.

Эдуард Феглер, 11-й класс, школа № 32:

[Роман] «Мастер и Маргарита» мне понравился, [потому] что он был таким фантастическим, необычным, в какой-то степени даже загадочно-непонятным. В какой-то момент я захочу [его] перечитать, чтобы полностью понять, что пытался донести автор.

Алина Люлина, 11-й класс, школа № 32:

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» мне понравился тем, что в нем много сюжетных линий, много аспектов. Каждый человек, который читает этот роман, найдет в нем что-то свое: кого-то затронет мистическая тема, кого-то любовная линия (как, например, меня). Потому что пример Мастера и Маргариты — пример большой и вечной любви. Маргарита, несмотря на то что являлась обычной девушкой, женщиной, несмотря на то что совсем не знала, на что пошла, ради любви окунулась в мир потусторонний.

Евгения Самойленко, 11-й класс, гимназия № 1:

Мне понравился роман «Мастер и Маргарита», потому что там очень интересные события происходят и можно из одних временных рамок перейти в другие. События плавно перетекают, в то же время есть события религиозные, а где-то можно посмеяться. Первый раз я прочитала роман, потому что мне сказали, что надо читать, [что] это будет в школе, надо будет знать содержание. А второй раз я прочитала год или два спустя, так как, когда ты читаешь в раннем возрасте, ты еще не понимаешь некоторых событий, моментов, а когда ты читаешь во взрослом возрасте, ты начинаешь вникать и задумываться над какими-то проблемами.

Евгения Семенова, 11-й класс, гимназия № 1:

Когда я читала роман в первый раз, он мне очень понравился. Он меня зацепил, наверно, какой-то своей необычностью. Мне безумно понравился Воланд, как он общался с москвичами, как он их старался разоблачить. Первый раз я его читала в четырнадцать лет, потому что я посмотрела фильм и мне захотелось его [роман] прочитать, посмотреть, насколько он отличается [от фильма], а второй раз — потому что начали проходить его в школе и хотелось поддержать диалог с учителем.

Ксения Чернышова, 11-й класс, гимназия № 1:

Мне этот роман нравится тем, что он выбивается из той литературы, которую мы читаем в школе из года в год, из классики. Он какой-то необычный, свежий что ли... Другой!

Примечания

1. Стиль высказываний сохранен.