Вернуться к Михаил Булгаков в потоке российской истории XX—XXI веков (Выпуск 4)

И.А. Назаров. «В "Вечерке" фельетон о каком-то Бройде» (о биографии и литературном творчестве современника М.А. Булгакова)

В художественном мире М.А. Булгакова одной из значимых тем является противопоставление истинного и мнимого творчества. В романе «Мастер и Маргарита» эта тема реализуется через яркую смысловую оппозицию творчество/членский билет. В этом контексте представляется интересным поиск возможных прототипов не только основных героев произведения, но и второстепенных, в частности, представителей писательской организации — современников М.А. Булгакова. Одним из таких прототипов, на наш взгляд, мог послужить литератор Соломон Оскарович Бройде (1892—1938). На основе материалов НИОР РГБ, ГА РФ, РГАЛИ и советской периодики мы постараемся дать представление об этом писателе, а также о том, чем он запомнился общественности в 1920—1930-е гг.

Согласно анкетным данным1, С. Бройде родился в 1892 г. в Киеве и начал печататься с 1910 г. как публицист. Хранящееся в НИОР РГБ письмо С. Бройде к известному литератору В.Г. Короленко (от 28 марта 1916 г.)2 проливает свет на деятельность Соломона Оскаровича во время Первой мировой войны. Обращаясь к автору повести «Слепой музыкант» как представитель кружка журналистов, С. Бройде просил известного писателя быть автором предисловия к литературному сборнику (в котором предполагалось участие М. Горького, И.С. Шмелева и др.). Мы полагаем, что письмо С. Бройде было откликом на статью В.Г. Короленко, опубликованную в газете «Русские ведомости» в марте 1916 г. и призывающую оказать финансовую помощь семьям русских эмигрантов. После революционных событий 1917 г. С. Бройде стал публиковаться в советских изданиях — в 1918 г. его статьи по вопросам снабжения обнаруживаются на страницах газеты «Родина»3 и в бюллетене «Продовольственное дело»4. Позже, в 1920-е гг., статьи и очерки С. Бройде печатались в журналах «Огонек», «Красная нива» и других изданиях.

В 1922 г. в издательстве «Стрелец» была опубликована повесть «Страницы современного человека» — возможно, первое художественное произведение С. Бройде как советского писателя. Тема произведения была крайне актуальна для начала 1920-х гг.: главный герой повести (рассказчик-интеллигент) остро переживал гибель одной эпохи и рождение новой — записки из дневника становятся отражением его переживаний и воспоминаний, а также внутреннего конфликта, результатом которого становится присяга большевикам. Критики нашли произведение хоть и актуальным по содержанию, но невыразительным в художественном отношении — форма повести была охарактеризована как «неврастенический надрыв размагниченной интеллигенции»5.

В 1923 г. в издательстве «Москва — Петроград» вышла повесть С. Бройде «В советской тюрьме». В предисловии к книге Н.Л. Мещеряков сообщал о ней, что это первое в советской литературе произведение, посвященное исправительному дому. Особо ценным Н.Л. Мещеряков находил то, что в сочинении отражен личный опыт автора, проведшего в общей сложности более полутора лет в нескольких московских тюрьмах. Действительно, для некоторых произведений С. Бройде характерна автобиографичность: в части романов, повестей и рассказов обнаруживаются одни и те же эпизоды-воспоминания о пребывании героя в Берлине, о нахождении в тюрьме и др., совпадающие с (немногочисленными) известными о литераторе фактами. Книга «В советской тюрьме» в идеалистических тонах отразила картины положения в тюрьме различных социальных групп: интеллигенции и революционеров, духовенства, белогвардейцев и интервентов. С. Бройде описывал быт тюремной жизни — повседневную жизнь заключенных в камерах, тюремной больнице, библиотеке, театре и лектории. Образ дома заключения автор снабдил исключительно положительной характеристикой: ощутить настоящую (не иллюзорно-буржуазную) свободу и оценить масштаб Октябрьской революции герои повести оказывались способны только в стенах тюрьмы.

«В советской тюрьме» был показан привлекательный образ работников ГПУ. Примечательно, что в советской периодике прослеживаются следы некоторой взаимности. Так, в газете «Рабочая Москва»6 (за 1927 г.) обнаруживается заметка «Что читать о ЧК-ГПУ», где, наряду с трудами и книгами В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, Ф.Э. Дзержинского, читателям рекомендовалось ознакомиться и с «тюремной повестью» С. Бройде. Отметим, что в разное время авторами предисловий к книгам С. Бройде становились В.В. Ульрих и А.Я. Вышинский. Известные сотрудники органов юстиции подчеркивали, что подобные сочинения являются действенным оружием против «тумана лжи и клеветы, который буржуазная пресса Западной Европы в течение ряда лет пытается напустить на советские тюремные порядки»7, и должны быть ориентированы, прежде всего, на зарубежного читателя. Примечательно и то, что С. Бройде, наряду с М. Зощенко, А. Соболем и другими известными литераторами, публиковался в ленинградском журнале «Суд идет!» (очерки «О самоубийцах», «Культура в исправдоме» и др.).

Художественный уровень произведений С. Бройде был невысок — романы и повести изобилуют языковыми клише, повторами и т. д. Рецензенты издательства «Федерация»8 отмечали «полубеллетристический, полуочерковый характер» его книг. Впрочем, литературные критики замечали, что если бы материалом книг С. Бройде мог «воспользоваться художник, то вышел бы психологический этюд большой ценности»9. Смысловое содержание произведений С. Бройде «оправдывало» отсутствие внешней красоты. Художественная проза и публицистика Соломона Оскаровича соответствовали требованиям эпохи: они критиковали фальшивомонетчиков и шпионов, религиозных деятелей и белобандитов и рисовали исключительно положительный образ красноармейца, советского судьи и работника следствия.

Интерес представляет и следующая повесть С. Бройде — «В сумасшедшем доме» (1925) — на актуальную и широко отраженную в современной писателю литературе тему безумия и психиатрических клиник (см. творчество А.Т. Аверченко, В.Я. Зазубрина, М.А. Булгакова, А.С. Грина, С.Д. Кржижановского, А.М. Соболя, Е.Д. Зозули и др.). Интерес к патологиям человеческой психики отмечен также в повести С. Бройде «Страницы современного человека», образ лечебницы и симулянтов встречается в произведениях «Дело Павлова», «Сумасшедшие новеллы», «Страхи», «Дни и ночи» и др.

В предисловии к повести А.Я. Вышинским была отмечена заслуга С. Бройде как человека, ярко показавшего жизнь в доме скорби — не без ошибок или недочетов, но представившем широкое панно «жизни вне жизни». Главным в повести «В сумасшедшем доме», считал А.Я. Вышинский, является демонстрация того, что такое безумие и симуляция безумия в настоящей жизни, а не в научной литературе. Допустимо предположить, что работник юстиции несколько преувеличил заслуги С. Бройде в отечественной литературе:

Показать нутро сумасшедшего дома — задача безмерно трудная. Но показать нутро дома, где даже глаз опытного психиатра-наблюдателя с трудом отделяет действительно больного от мнимо-сумасшедшего, от симулирующего свою болезнь <...> — показать нутро такого дома — это задача, решение которой, как нам кажется, еще неизвестно литературе.10

Некоторые критики усмотрели в беллетристике С. Бройде принцип «кинематографии» и отметили заслуги писателя перед отечественной литературой:

Книга С. Бройде впервые, кажется, в русской литературе дает эту остро психологическую и до конца реальную картину жизни сумасшедшего дома11.

Но, основном современники встретили новую повесть С. Бройде сдержанно: в прессе был отмечен невнятный литературный язык автора, подражание «буржуазному» писателю Л.Н. Андрееву.

В период с 1922 по 1934 г., помимо указанных произведений, за подписью С. Бройде вышли повесть «В плену» (1931), сборники рассказов «Дни и ночи» (1928) и «Судьи народные» (1934), роман «Фабрика человеков» (1933), а также несколько книг в публицистическом жанре — «Ярославский мятеж» (1930), «Фальшивомонетчики за работой» (1930), «Вредительство, шпионаж и белый террор» (1930), «Генеральные штабы действуют» (1931). Книги публиковались в издательствах «Федерация», «МТП», «Молодая гвардия», «Госюриздат», «Советское законодательство» тиражами от 2000 до 30 тыс. экземпляров. Несколько произведений С. Бройде («В плену», «Вредительство...») были переведены на иностранные языки: немецкий, румынский, польский.

В разное время С.О. Бройде числился председателем ревизионной комиссии московского городского продовольственного комитета, сотрудником управлений «Всекохудожник» и «Всеутильсырье», членом ревизионной комиссии издательства МТП («Московское товарищество писателей») и РЖСКТ «Советский писатель», а также казначеем в Горкоме писателей.

Однако современникам он запомнился отнюдь не литературными заслугами. Немногочисленные и противоречивые воспоминания о С. Бройде большей частью связаны с его авантюрными похождениями в литературе. Персона Бройде была запечатлена в мемуарах и произведениях В. Шаламова, И. Ильфа и Е. Петрова, Б. Пильняка. М. Ардов в книге «Table-Talks на Ордынке» приводил воспоминания отца, сатирика Виктора Ардова:

В двадцатые годы напротив Моссовета стояла статуя Свободы. Так вот Соломон Бройде однажды рассматривая это изваяние, произнес: — Нет, с этой дуры ничего не возьмешь... Тут <...> взгляд его обратился на здание Моссовета. — А вот здесь, — сказал он, — поживиться можно. Он перешел Тверскую и через час вышел из Моссовета, имея два договора на издание книг12.

В том же источнике приводятся анекдотические истории о том, как С. Бройде принимал посетителей в банке, как, будучи под арестом, он звонил из Бутырской тюрьмы генеральному прокурору А.Я. Вышинскому. Не обошел вниманием В. Ардов историю об автомобиле:

Дела Соломона Бройде шли настолько хорошо, что это, в конце концов, его погубило. Первым советским писателем, который обзавелся автомобилем, был Маяковский. Вторым — стал Бройде. Этого уже собратья по перу вынести не могли13.

Об этом же упоминается в книге Е. Петрова «Из записной книжки»:

Вон прошел Шкловский. Вы знаете, что он сказал про Бройде, когда тот достал автомобиль? «Теперь Бройде пропал, правосудие настигнет его. Ему ездить в автомобиле, все равно, что зайцу бегать по полю с фонарем»14.

Особо примечательно, что Соломон Оскарович был упомянут в дневнике Е.С. Булгаковой — 5 мая 1934 г. она записала:

В «Вечерке» фельетон о каком-то Бройде — писателе. <...> Этот Соломон Бройде — один из заправил нашего дома. У него одна из лучших квартир в доме15, собственная машина. Ходит всегда с сигарой во рту, одет с иголочки. В фельетоне сообщается, что он — мошенник, который нанимал какого-то литератора, чтобы тот писал за него его вещи16.

Можно предположить, что Бройде отразился не только в дневнике Е.С. Булгаковой, но и в ее воспоминаниях.

Со слов Владимира Лакшина, она рассказывала, что в начале 1930-х гг. Булгаков отправился

...на собрание пайщиков в Союз писателей. Первым в списке называют Б-на. Булгаков тянет руку. «Что сделал тов. Б-н? В чем его заслуга перед литературой?» — «О, его заслуги велики, — отвечает председательствующий. — Он достал для кооператива 70 унитазов». Булгаков снова тянет руку: «Скажите, а как он это сделал?» Тут председатель не выдержал: «Сядьте, тов. Булгаков, ваша квартира № 44». Потом, когда они с Е.С. встречали этого маленького, кругленького Б-на на улице, Булгаков говорил: «Смотри, смотри на него внимательнее, в нем зреет «Война и мир»!»17.

В свою очередь, дочь писателя И. Ильфа, Александра Ильф, вспоминала, что унитазы для кооператива достал именно Соломон Оскарович Бройде18.

Литературный скандал, связанный с С. Бройде, требует дополнительного комментария. В 1933—1934-е гг. в отечественной периодике была развернута кампания в связи с подготовкой к Первому съезду советских писателей. Наряду со статьями о значимости идеалов, был обозначен курс на борьбу за качество художественных произведений и чистку от приспособленцев. В рамках подготовки к съезду обнаруживались вопиющие прецеденты. Так, в марте 1934 г. в Московском городском суде слушалось дело о литературном мошенничестве: писатель Яков Ганзбург обвинялся в том, что роман «Кусты и зайцы»19, опубликованный за его подписью, был написан другим человеком. Следствием было установлено, что Я. Ганзбург договорился с литератором Иоасафом Любич-Кошуровым, что издаст книгу под своим именем и поделится с ним гонораром. Опубликовав книгу, Я. Ганзбург

...стал писателем. Он уже обедает в Доме Герцена, говорит о социалистическом реализме, получает квартиру, живет полгода в доме отдыха Голицыно20.

Впоследствии, находясь под давлением Я. Ганзбурга, И. Любич-Кошуров спешно работал, вставляя в текст свои дореволюционные рассказы, над вторым и третьим томом романа «Кусты и зайцы»; попутно же — обратился за помощью в Горком писателей. За свое преступление Я. Ганзбург был осужден на два года, а пострадавший получил авторские права на роман и гонорар в размере 5000 рублей. В прессе21 подчеркивалось, что «если в деле Ганзбурга обвиняемый был один, то виновных можно насчитать больше»22 — к их числу был отнесен Горком писателей, давший сомнительным личностям почетное звание советского писателя и предоставивший им «материально-бытовые льготы и преимущества, какими пользуются литераторы в советской стране»23.

Через несколько месяцев советские газеты писали, что «десять Ганзбургов» равны одному С. Бройде.

В апреле—мае 1934 г. резкой критике подверглись и издательства. Так, несколько номеров «Литературной газеты» были посвящены деятельности издательства «Московское товарищество писателей» (далее — МТП)24 — в газете отмечалось, что редакция издательства является поставщиком литературного брака. В статьях Осипа Брика и Василия Катаняна аббревиатура МТП получила расшифровку «Товарищество малограмотных писателей». Накануне съезда писателей пресса остро ставила вопрос о необходимости реорганизации издательства:

...Не может больше существовать издательство — поставщик брака, равняющееся на плохую книгу, на плохого писателя, на плохого редактора и издателя!25.

Деятельность издательства МТП и литератора С. Бройде были представлены в прессе как взаимосвязанная проблема. В мае 1934 г. газета «Вечерняя Москва» опубликовала фельетон Евгения Вермонта «На ту же скамью», в котором С. Бройде был открыто обвинен в мошенничестве и, в частности, в том, что с 1927 г. на «плантации бройдотреста» работали «литературные негры». Вермонт в грубой форме порицал «наглого коммерсанта» — обладателя «собственного автомобиля», «лучшей квартиры писательского дома» и «наиболее высокого гонорара». На страницах советской прессы С. Бройде был заклеймен как «литературный Аль-Капоне» и «литературный комбинатор».

Образ писателя, представленный в прессе, обрастал все новыми деталями. 12 мая 1934 г. на первой полосе «Литературной газеты» была напечатана карикатура А. Радакова «Последнее воплощение Остапа Бендера», где пародировалась одна из сцен романа И. Ильфа и Е. Петрова. Также Бройде упоминался и в фельетоне артиста Н.П. Смирнова-Сокольского «Разговор человека с собакой. Почти по Чехову» (1934), где герой спрашивал у четвероного друга:

...Хочешь, я тебе последнее произведение Бройде почитаю... (Собака в ужасе визжит как зарезанная и с визгом скрывается.) Ну, ну... Не буду, дура. Этого писателя никогда ни одна собака не читала. Если бы читала, не напечатали бы. У нас потому его, очевидно, и напечатали, что никогда не читали26.

Также в «Вечерней газете» было напечатан отклик П. Замойского «Накануне суда», утверждавшего, что в новом союзе писателей не должно быть места для литераторов, видящих в литературе источник заработка, а

после съезда должна быть совершенно исключена возможность таких явлений, как истории с литературным вором Ганзбургом и более крупным, можно сказать, махровым аферистом, как Бройде и ко27.

Замойский обрушился с критикой в адрес сотрудников редакции, разрешивших издавать книги С. Бройде в обмен на полезные знакомства, предоставление письменной бумаги и аренду автомобиля, оформление кредита и прочие услуги. Издательство МТП осуждалось не только за потерю политической бдительности, но и за принцип «семейственности» в работе, выразившийся в специфической системе выплат поощрений — в прессе подчеркивались несправедливо высокие гонорары заурядных писателей. Также оказалось, что из-за финансовых махинаций в издательствах МТП многие авторы не получали денег, в то время как ежемесячный гонорар С. Бройде составлял 3000 рублей.

История об аферисте С. Бройде была освещена и в эмигрантской прессе. Так, в парижской газете «Возрождение» были напечатаны статьи «Двойники» и «Литературный двурушник под судом»28, в которых с опорой на советскую прессу были созданы портреты С. Бройде и Я. Ганзбурга. Издание находило весьма характерным признание рабочими корреспондентами наличия в советской литературе «негров» и «плантаторов» —

...это признание, так сказать, «на литературном примере», наглядно изображает всю советскую систему29.

В июле 1934 г. имена «литературных негров» стали известны общественности30. Сотрудниками горпрокуратуры было установлено, что произведения С. Бройде, изданные с 1928 г., являлись плодом коллективной работы: сборник рассказов «Дни и ночи» был написан Дугиным и Моренцом; дневники Нуринова и Ульяновского «стали» повестью «В плену у белополяков», автором романа «Фабрика человеков» оказался журналист Игорь Силенкин, книга «Судьи народные» — плод творчества Дугина и Смирнова31. В советской периодике упоминались и новые, готовящиеся к выпуску произведения С. Бройде: его совместная с Я. Ганзбургом пьеса «Фрунзе» (над которой работал Лугин), а также книга о советской авиации «Аэро» (совместно с Б. Местоном).

Примечательно, что в советской периодике обозначились полярные взгляды на случившийся скандал: одни требовали скорейшего наказания «литературного Аль-Капоне», а другие оказались

...«осторожными» товарищами, которые под предлогом «неудобства» и боязни скомпрометировать всех (?! — И.Н.) советских писателей, ратуют за то, чтобы не придавать особого значения похождениям Бройде и Ко32.

Еще на один аспект проблемы обратили внимание братья Тур (это псевдоним писателей П.Л. Рыжея и Л.Д. Тубельского). В газете «Известия» был опубликован их фельетон «Золотая Орда»33, высмеивавший «сотворцев» литературного комбинатора — многочисленных поставщиков разоблачительных пьес, писателей-обличителей «шептунов, болтунов, летунов, маловеров», «многоликих нахлебников горкома писателей и Всероскомдрама и прочих «бройдохов»», мечтающих вступить в СП СССР. «Золотая Орда» советской литературы — малограмотные и бесталанные ««песатели», авторы «скетычей», приспособленцы и чужаки», олицетворяющие собой, по мысли авторов фельетона, «бройденный» этап советской литературы. На сатиру братьев Тур в газете «Правда» сразу же последовала заметка-отклик «Безответственность», в которой авторы упрекались в том, что легкомысленно позволили себе

характеризовать пройденный этап советской литературы как «бройденный», писать, что литературное воровство есть типичное у нас явление, что вообще лжеписатели «олицетворяют» какой-то «этап» советской литературы34.

Согласно постановлению бюро МГК ВКП(б) от 2 июля 1934 г., председатель правления МТП Шульц и бухгалтер Лапчинский были освобождены от своих обязанностей; известный венгерский писатель Матэ Залка был лишен должности председателя ревизионной комиссии издательства. Остальным сотрудникам был вынесен выговор за отсутствие «необходимой большевистской твердости и бдительности» и «примиренческое отношение к безобразиям»35. В 1934 г. «Московское товарищество писателей» вместе с «Издательством писателей в Ленинграде» и издательствами «Советская литература», «Посредник» и «Север» были реорганизованы и объединены в новое — «Советский писатель» при оргкомитете СП СССР. Цели нового издательства были сформулированы лаконично: ликвидация «традиций МТП с его ориентацией на средненькую литературу»36.

В середине июля 1934 г. в Московском городском суде началось слушание дела по обвинению С. Бройде в присвоении чужих рукописей и литературном шантаже, а также использовании служебного положения в личных интересах.

К тому времени советские периодические издания уже утратили интерес к скандалу. Однако письмо С. Бройде к В.Г. Лидину (от 12 октября 1935 г.) позволяет узнать о судьбе «литературного Аль-Капоне»:

Близится декабрь 1935 г. — стало быть, прошел почти год, 365 дней лагерной и тюремной жизни, а всего, с начала ареста 17 месяцев <...> думается, что меня можно было бы уже освободить или, на худой конец, заменить остающийся срок (огромный! 40 месяцев!) ссылкой37.

В письме заключенного упоминались фамилии тех, кто пытался помочь ему —

...Энергично сделали это Толстой, Тихонов А., Славин, Шкловский, Низовой, но, к сожалению, в декабре 1934 года и это не имело успеха38.

В 1938 г. С. Бройде был вновь арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии. 25 мая 1938 г. С. Бройде был расстрелян на Бутовском полигоне39. Согласно данным мартиролога, в тот день было казнено еще 229 человек — акт о приведении в исполнение смертного приговора подписали И.Д. Берг, И.Я. Ильин и М.И. Семенов. 12 февраля 1959 г. С.О. Бройде был реабилитирован.

Примечания

1. РГАЛИ. Ф. 1651. Оп. № 1. Ед. хр. 1.

2. НИОР РГБ. Ф. 135. Оп. 19. Ед. хр. 67.

3. Бройде С. Письмо в газету // Родина. 1918. № 8.

4. Бройде С. В пути с мешочниками // Продовольственное дело (Изд. МГПК). 1918. № 9.

5. Гимментфарб Б. Отзыв на книгу С. Бройде // Известия. 1922. № 250. С. 4.

6. Что читать о ЧК-ГПУ / [Б. п.] // Рабочая газета. 1927. № 1601. С. 5.

7. Бройде С. Фабрика человеков. М.: МТП, 1933. 230 с.

8. РГАЛИ. Ф. 625. Оп. № 1. Ед. хр. 100.

9. Гимментфарб Б. Указ. соч.

10. Бройде С. В сумасшедшем доме. М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель. С. 5.

11. Хроника / Б. Б. // Книгоноша. 1925. № и. Ситуация, впрочем, была неоднозначной: в газете «Известия» (1925, № 251) впечатление от книги сравнивалось с приписываемыми Л.Н. Толстому словами «Он пугает, а мне не страшно» о произведениях Л.Н. Андреева. Журнал «Сибирские огни» (1925. № 2), напротив, называл С. Бройде «в лучшем случае — художником-портретистом, в худшем — фотографом», а его книгу — «добросовестным, живо написанным протоколом».

12. Ардов М.В. Легендарная Ордынка / Михаил Ардов, Борис Ардов, Алексей Баталов. СПб.: ИНАпресс; М.: Нева, 1997. 381 с.

13. Там же.

14. Петров Е. Мой друг Ильф / Сост. и коммент. А.И. Ильф. М.: Текст, 2001. 349 с.

15. С 1934 г. С. Бройде проживал в доме № 3/5 на улице Фурманова в квартире № 28; в этом же доме в том же году поселились М.А. и Е.С. Булгаковы.

16. Дневник Елены Булгаковой / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина; Сост., текстол. подгот. и коммент. В. Лосева и Л. Яновской; Вступ. ст. Л. Яновской. М.: Изд-во «Кн. палата», 1990. С. 57.

17. Воспоминания о М. Булгакове. М.: Сов. писатель, 1988. С. 417.

18. Ильф А.И. Дом, милый дом... Как жили в Москве Ильф и Петров. М.: Ломоносовъ, 2013. 222 с.

19. Ганзбург Я.Д. Кусты и зайцы / Я. Ганзбург. М.: Федерация, 1930. Т. 1. 304 с.

20. Вермонт Е. Человек со статьей // Вечерняя Москва. 1934. № 3082. С. 1.

21. Статья «Дело «биллектриста» Ганзбурга», карикатура «После процесса или краткая история о литературном зайце (Карьера Ганзбурга) и т. д.

22. Кальм Д. Дело «Биллектриста» Ганзбурга // Литературная газета. 1934. № 345. С. 4.

23. Там же.

24. «Московское товарищество писателей» было создано в 1924 г. по инициативе литературного объединения «Кузница» как кооперативное издательство. МТП ориентировалось на произведения пролетарско-крестьянских писателей и начинающих авторов. В разное время с МТП сотрудничали В. Вересаев и Н. Ляшко; были изданы: сборник стихотворений 1910—1925 гг. С. Есенина (1933), книги: М. Пришвина «Жень-Шень. Корень жизни» (1933), Ю. Слезкина «Бабье лето» (1928), Л. Гроссмана «Записки Д'Аршиака. Петербургская хроника 1836 года» (1933). произведения Н. Огнева, П. Орешина, А. Веселого, А. Перегудова и других авторов.

25. Дневник «Литературной газеты» / [Б. п.] // Литературная газета. 1934. № 375. С. 1.

26. Смирнов-Сокольский Н.П. Сорок пять лет на эстраде: Фельетоны. Статьи. Выступления / Общ. ред. и вступ. статья С. Дрейдена. М.: Искусство, 1976. 382 с.

27. Замойский П. Накануне суда // Вечерняя Москва. 1934. № 3139.

28. Литературный двурушник под судом / [Б. п.] // Возрождение. 1934. № 3336. С. 2.

29. Двойники / И. Л. // Возрождение. 1934. № 3284. С. 2.

30. Дело Бройде / П. Р. // Вечерняя Москва. 1934. № 3188. С. 5.

31. Роман «Фабрика человеков» пестрит сюжетными заимствованиями из книги «В советской тюрьме», что позволяет говорить о нем, как об «улучшенной» версии тюремной повести С. Бройде. В свою очередь, книга «Судьи народные» наполовину состоит из уже ранее опубликованных произведений С. Бройде — спустя пять лет они были переименованы: рассказ «Из дневника болгарского революционера» стал называться «Кнут и дыба», эпизод из повести «В сумасшедшем доме» был представлен как «Дневник симулянта», очерк «Бред адвоката» стал «Делом генерала Милкова» и т. д.

32. Дневник «Литературной газеты» / [Б. п.] // Литературная газета. 1934. № 375. С. 1.

33. Рыжей П.Л., Тубельский Л.Д. Золотая орда / Братья Тур // Известия. 1934. № 116. С. 2.

34. Безответственность / Л. Р. // Правда. 1934. № 138. С. 3.

35. МГК ВКП(б) об издательстве МТП / [Б. п.] // Литературная газета. 1934. № 401. С. 1.

36. «Советский писатель» / [Б. п.] // Литературная газета. 1934. № 411. С. 1.

37. РГАЛИ. Ф. 3102. Оп. № 1. Ед. хр. 369.

38. Там же.

39. Бутовский полигон. 1937—1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. М.: Ин-т эксперимент. социологии, 1997. С. 50.