Вернуться к Е.А. Яблоков. Михаил Булгаков и мировая культура: Справочник-тезаурус

Древняя Греция

Аид, царство мертвых в греческой мифологии, античный «ад».

[БГ] С. 422. ...Лен... я взял билет на Аид...

Примеч.: А. Милн подчеркивает, что недописанное название оперы придает фразе мрачно-профетический смысл.

Аполлон (Феб), в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог света (символизировавшегося золотыми стрелами), покровитель наук и искусств, путников и мореходов, охранитель стад, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), предсказатель будущего.

[АЕ] С. 379. Пончик. <...> Меня опять зовет Аполлон!

Маркизов. Акимович?!

[ЗК] С. 132. Курильщик. <...> Мой златокудрый Аполлон!

[ХО] С. 383 — бог Аполлон Печальный перед дворцом ушел в тень...

Ахилл, славнейший из героев, участвовавших в походе против Трои. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса (по другой версии — в огонь); однако пята, за которую она держала ребенка, осталась уязвимой. Именно туда попала стрела, пущенная из лука Париса самим Аполлоном, что и послужило причиной смерти Ахилла.

[АЕ] С. 352. Маркизов вползает в магазин. За спиной у него котомка, одна нога обнажена, и видно, что ступня покрыта язвами.

С. 354. Ефросимов. Глупец! Нужно было обеими ногами на подоконник становиться! Ауч не попал на ступню...

Блаженные земли (Острова блаженных, Элизиум, Елисейские поля), сакральная область на краю света или в ином мире, античный «рай». В гомеровской «Одиссее» (песнь IV) Менелаю обещано:

...Ты за пределы земли, на поля Елисейские будешь
Послан богами — туда, где живет Радамант златовласый
(Где пробегают светло беспечальные дни человека,
Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает,
Где сладкошумно летающий веет Зефир, Океаном
С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным)...

(Гомер 1981, с. 79—80).

[Блаженство] С. 390. Та часть Москвы Великой, которая носит название Блаженство.

Гелла, мифическое существо; в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (статья «Чародейство») говорится, что на Лесбосе геллами назывались безвременно погибшие девушки-вампиры (т. 75, с. 397).

[ММ] С. 204. — Гелла, проводи! — кричал Коровьев.

С. 124—125. ...всем хорошая девица, кабы не портил ее причудливый шрам на шее...

Примеч.: В примечаниях к переводам стихов Сафо В. Вересаев пишет: «Гелло — похитительница детей — фантастический образ эллинской демонологии, ипостась ведьмы Гекаты. Зиновий рассказывает про Гелло: «Это была некая девушка. Она умерла преждевременно, и призрак ее, как рассказывают лесбосцы, нападает на детей: ей приписывают лесбосцы смерть довременно умерших»» (Вересаев 1930, с. 183). Поэтому закономерна связь между булгаковской Геллой со шрамом на шее и обезглавленной детоубийцей Маргаритой-Гретхен из трагедии Гете (см. также соответствующую статью в разделе «Зарубежная художественная литература»). При этом булгаковская Маргарита не только не вредит детям, но, напротив, успокаивает испуганного мальчика; сама она лишена счастья материнства.

Дионис, в греческой мифологии бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения.

[ТДругу] С. 545. ДИОНИСОВЫ МАСТЕРА. АЛТАРЬ ДИОНИСА.

Елена Прекрасная (Спартанская, Троянская), в греческой мифологии прекраснейшая из женщин. Ее образ восходит к древнему божеству растительности, плодородия (в этом смысле героиня сопоставима с Афродитой/Венерой) и света. С Еленой связан мотив похищения, смены мужей. Так, в «Илиаде» Гомера поводом к Троянской войне явилось похищение Елены Парисом.

[ДТ] С. 24. Студзинский. Елена Васильевна очень красива. Ваше здоровье!

Мышлаевский. Лена, ясная, позволь я тебя обниму и поцелую. Шервинский. Ээ...

Мышлаевский. Леонид, отойди. От чужой мужней жены отойди! Шервинский. Позволь!

Мышлаевский. Мне можно, я друг детства.

Примеч.: В Елену Турбину влюблены все окружающие мужчины, ей сопутствует мотив адюльтера, «похищения». Вместе с тем мифическая Елена — покровительница домашнего очага и одновременно — мореплавателей и моряков; точно так же Елена Турбина предстает душой дома как оплота уюта и покоя в бурном море жизни.

Ефросина, одна из харит (прекрасных богинь, воплощающих доброе, радостное и вечно юное начало жизни); ее имя означает «веселье».

[АЕ] С. 326. Ефросимов...

Золотые яблоки, плоды вечной молодости, росшие в саду Гесперид на дереве, которое подарила Гере в день ее свадьбы с Зевсом богиня земли Гея. По приказу царя Эврисфея Геракл добыл три яблока (одиннадцатый подвиг), но впоследствии отдал их Афине, которая вернула плоды Гесперидам.

[ИВ] С. 440. Зинаида. <...> Я не интересуюсь больше вашими «Золотыми яблоками» в Гаграх!..

Момус, божество злословия.

[БГ] С. 183. Рисунок: рожа Момуса.

Музы, богини-покровительницы наук и искусств. В частности, Мельпомена — муза трагедии; Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии; Талия — муза комедии и легкой поэзии.

[КС] С. 281. Муза, муза моя, о лукавая Талия!

[ММ] С. 342. ...на служение Мельпомене, Полигимнии и Талии.

Поликсена, дочь Приама и Гекубы, в которую влюбился Ахиллес, решив ради нее перейти к троянцам, но, безоружный, пал от руки Париса. Позднее греки принесли пленную Поликсену в жертву — она была убита сыном Ахиллеса Нептолемом.

[ЗП] С. 454. — Вы у Поликсены Торопецкой в предбаннике были?

Радаманф, сын Зевса и Европы, правящий Блаженными землями.

[Блаженство] С. 381. Радаманов, Народный Комиссар Изобретений.