Вернуться к Е.А. Земская. Михаил Булгаков и его родные: Семейный портрет

Профессор Афанасий Иванович Булгаков (некролог)

14 марта 1907 года, около 10 ч. утра, после продолжительной и тяжкой болезни, скончался ординарный профессор Киевской Духовной Академии по кафедре Истории и разбора западных исповеданий, доктор богословия, Афанасий Иванович Булгаков.

Почивший А.И. Булгаков сын священника, уроженец Орловской губернии (род. 17 апреля 1859 г.). В Орловских духовно-учебных заведениях он получил низшее и среднее образование. В 1881 г., по окончании курса семинарии, Афанасий Иванович поступил в Киевскую Академию на церковно-историческое отделение. В 1885 г. он окончил курс Академии, при чем был утвержден в степени кандидата богословия с правом получения магистерской степени без нового устного испытания, а чрез представление только печатной диссертации. В сентябре того же 1885 г. Афанасий Иванович получил назначение на должность преподавателя греческого языка в Новочеркасское духовное училище. Здесь Афанасий Иванович обработал свою диссертацию и к концу 1886 г. напечатал ее под заглавием: «Очерки истории методизма» (Вып. 1-й). В январе 1887 г. названная диссертация была представлена Аф. И-чем в Совет Киевской Академии на соискание магистерской степени. Согласно с рецензией, составленной доцентом Ф.С. Орнатским, диссертация была Советом Академии признана достойной искомой степени. 27-го мая состоялся магистерский коллоквиум Афанасия Ивановича, а 21 августа Афанасий Иванович был утвержден Синодальным указом в степени магистра.

Магистерская диссертация обнаружила в Афанасии Ивановиче крупную ученую силу, на которую Академия не могла не обратить внимания. И вот, 20-го сентября 1887 г. Афанасий Иванович, по предложению преосв. Ректора Академии еп. Сильвестра, единогласно был избран Советом Академии на кафедру Древней гражданской истории, бывшую вакантной уже два года. 29 октября Афанасий Иванович был утвержден в звании доцента по названной кафедре. На этой кафедре, однако, Афанасий Иванович оставался только около года. Скоро освободилась в Академии, за выходом доцента С.А. Булатова, кафедра Истории и разбора западных исповеданий. Афанасий Иванович пожелал занять эту кафедру и 17 января 1889 г., согласно прошению, был перемещен на нее. В 1902 г., марта 21-го Афанасий Иванович был избран экстраординарным профессором. 11 декабря 1906 г. он был удостоен Советом Академии степени доктора богословия, за сочинения: «Старокатолическое и христианско-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» (Киев, 1901) и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения православной Церкви» (Вып. 1-й. Киев, 1906). Тогда же Совет Академии постановил ходатайствовать пред Св. Синодом об удостоении Афанасия Ивановича звания ординарного профессора сверх штата, с присвоенным сему званию содержанием. 8 февраля 1907 г. Св. Синод удовлетворил это ходатайство. На получение ординатуры Афанасий Иванович возлагал большие надежды. Не имея возможности доселе существовать на академическое жалование, Афанасий Иванович вынужден был взять на себя еще и службу вне Академии. В течение 1892—93 гг. он был преподавателем в Киевском Женском Институте, а с 1893 г. состоял киевским отдельным цензором по внутренней цензуре. Последняя должность, заставлявшая Афанасия Ивановича переворачивать и пересматривать груды книг, нот, картин, отнимала у него особенно много времени и труда. Глубоко преданный Академии Афанасий Иванович надеялся, что с получением ординатуры он, благодаря увеличению содержания, будет иметь возможность оставить службу на стороне и всецело отдаться Академии, — лекциям и литературной работе. Но этим надеждам, к сожалению, не суждено было осуществиться...

Уже весной 1906 г. Афанасий Иванович стал чувствовать какое-то странное недомогание. В течение лета болезнь, которой сначала покойный не придавал значения, усилилась и к началу текущего учебного года резко выразилась потерей зрения и общим сильным ослаблением организма. Произведенными врачебными исследованиями скоро была констатирована наличность у Афанасия Ивановича серьезной хронической болезни почек. Началось энергическое лечение. Но все усилия врачей киевских, а потом и московских, сломить болезнь не привели ни к каким результатам. Болезнь так быстро прогрессировала, что близость печального исхода ее была ясна уже для всех. 9-го марта Афанасий Иванович подал прошение об увольнении по болезни от службы в Академии. 11-го марта он приобщился св. таин и с великим благоговением принял св. Елеосвящение. 14-го марта, около десяти часов утра, Афанасия Ивановича не стало...

В тот же день, в 4 часа по полудни, была отслужена академическим духовенством у гроба почившего панихида, на которой присутствовали профессора Академии и студенты. 15 марта гроб с останками почившего был перенесен в Св. Духовскую церковь Братского монастыря, а 16-го в великой Братской церкви состоялось отпевание. Заупокойную литургию преждеосвященных даров совершал преосв. Агапит, еп. Уманский, в сослужении наместника Братского монастыря архим. Прохора и академического духовенства. В отпевании принял участие преосв. Иннокентий, еп. Каневский, и ученики почившего из городского духовенства. За литургией произнесено было слово проф. свящ. А.А. Глаголевым, а во время отпевания сказаны были речи проф. Д.И. Богдашевским, студ. В. Соколовым, Н. Фетисовым и свящ. Н. Чудновцевым.

По окончании отпевания, погребальная процессия с останками почившего направилась на Старое Байково кладбище. Гроб сопровождали родные почившего, сослуживцы по академии и студенты. Около 4-х часов печальная процессия прибыла на кладбище. Здесь, у могилы, отслужена была последняя лития; студ. IV-го курса Г. Булгаков произнес краткую речь; студенческий хор мощно и стройно пропел «Вечную память» новопреставленному рабу Божию Афанасию, и гроб был предан земле. Место последнего земного упокоения Афанасий Иванович нашел рядом с могилой своего младшего брата Сергея Ивановича, питомца Киевской Академии, неожиданно скончавшегося несколько лет тому назад.

* * *

Безвременная смерть Афанасия Ивановича Булгакова составляет тяжелую потерю и для Академии, и для русской богословской науки. Покойный профессор, получивший богатые природные дарования, отличался выдающимся трудолюбием и работоспособностью. Аккуратно исполняя свои прямые профессорские обязанности, не пропуская до сведшей его в могилу болезни почти ни одной лекции, не уклоняясь никогда от официальной работы, Афанасий Иванович нес еще, как замечено выше, и внеакадемическую службу. При всем том он находил время и для учено-литературной работы. Как ученый писатель, Афанасий Иванович был очень продуктивен. Кроме перевода творений бл. Иеронима и Августина, заключающего в общей сложности около 150 печатных листов, Афанасий Иванович поместил на страницах «Трудов Киевской Духовной Академии» более ста печатных листов оригинальных статей, многие из которых вышли отдельными книгами и брошюрами. На ряду с этим Афанасий Иванович писал в «Христианском Чтении», в «Православной Богословской энциклопедии», в «Миссионерском Обозрении» и в «Руководстве для сельских пастырей».

Учено-литературная деятельность Афанасия Ивановича началась упомянутым выше сочинением «Очерки истории методизма», вышедшим в 1886—1887 гг. в двух выпусках. Эта обширная работа посвящена исследованию одного из крупнейших явлений в истории английской церкви, так как методизм нередко называют второю реформациею английской церкви. Хотя автор и назвал свой работу только «очерками», но это в сущности довольно полная история методизма, начиная от зарождения его в 1729 г., и до наших дней. При этом автор знакомит не только с внешней историей методизма, а и с внутренней его стороной, — с догматикой методистов, их богослужением и жизнью.

Работа над магистерской диссертацией определила научные симпатии Афанасия Ивановича на все последующее время. В течение всей его профессорской деятельности главным предметом его ученых работ были западные исповедания. Афанасий Иванович внимательно следил за религиозной жизнью запада и считал своим долгом отмечать для русских читателей все выдающиеся события в области западных исповеданий и так или иначе их оценивать. В академическом журнале Афанасий Иванович поместил длинный ряд статей, которые в своей совокупности составляют, можно сказать довольно полную хронику религиозной жизни запада за последние 20 лет. Сюда относятся статьи: «Общее собрание англиканских епископов в 1888 г. в июле месяце» (Труды К.А. 1889 г., кн. 1); «Страница из истории современного ритуализма в Англии» (ibid. 1890, 6); «И. Фонъ-Деллингер, глава старокатолического движения» (ibid. 1890, 7); «Баптизм» (ibid. 1890, кн. 10—11); «К вопросу о папской непогрешимости» (Труды К.А. 1892, 3); «Католичество в Англии» (ibid. 1893, 2); «Мормонство» (ibid. 1896, 2); «О религиозном образовании в Северо-Американских Соединенных штатах» (ibid. 1900, 4); «Предположение о принятии еще одного догмата в римско-католическую догматику» (ibid. 1903, 10); «Современное франкмасонство в его отношении к церкви и государству» (Труды К.А. 1903, 12); «Римский католицизм во Франции» (Христиан. Чтен. 1905, кн. 10—11) и мн. др. Кроме названных статей, в период 1893—96 г. Афанасий Иванович регулярно на страницах Трудов Академии помещал свои краткие, но содержательные и интересные заметки, под заглавием: «Из заграничной религиозной жизни».

Интересуясь религиозной жизнью запада вообще, Афанасий Иванович особенное внимание уделял, при этом, тем движениям, которые, по-видимому, направляются к восстановлению нарушенного некогда церковного мира и к единению с православной церковью.

Движения эти — английский ритуализм и старокатолицизм. Этими движениями Афанасий Иванович занимался с особою любовью и их избрал предметом для своей докторской диссертации. По вопросу об англиканстве А.И. высказался впервые в 1893 г., в актовой речи, изданной затем под заглавием: «Стремление англикан к восстановлению древнецерковной вселенскости в Англии в последние шестьдесят лет» (Киев, 1894). Тот же предмет более обширно А.И. трактовал в статье: «Новые религиозные преобразования в Англии в XIX в.», напечатанный в Трудах Академии за 1897 г. Между тем обстоятельства выдвинули из области англиканства на первый план вопрос об англиканской иерархии. В 1896 г. вышла булла Льва XIII, Apostolicae curae, в которой глава Римской церкви осуждал английскую иерархию, как не действительную, и таким образом низводил англиканство на степень протестантской секты. Через полгода после появления буллы в свет 19 февраля 1897 г. англиканский примас арх. Кентерберийский выпустил в свет ответ на папскую буллу, подвергнув ее критике. Вслед затем появились на всех языках сочинения об англиканской иерархии, вопрос о которой был неясен и раньше. Афанасий Иванович принял деятельное участие в обсуждении этого вопроса. В август. книжке Трудов за 1898 г. он поместил статью под заглавием: «К вопросу об англиканской иерархии». Здесь он излагает полемику между католиками и англиканами, вызванную буллой Льва XIII и делает из нее выводы по вопросу о законности и действительности англиканской иерархии. Названные статьи, заметим кстати, обратили на себя внимание в Англии и были переведены на английский язык Лондонским Церковно-Историческим Обществом. Не ограничившись отмеченной статьею, Афанасий Иванович решил посвятить спорному вопросу об англиканской иерархии специальное исследование, первый выпуск которого и вышел в 1906 г. под заглавием «О законности и действительности англиканской иерархии». Сочинение это, вследствие неожиданной болезни Афанасия Ивановича оставшееся незаконченным, задумано было по широкому плану. В начале сочинения автор дает анализ верований первых представителей англиканской иерархии и краткий очерк истории последующего развития этих верований. Желая далее сделать с православной точки зрения оценку этих верований, автор устанавливает критерий для нее. С этою целью, во избежание подозрений в односторонности и пристрасти, — подозрений, нередко высказываемых в вероисповедной полемике, — Афанасий Иванович определяет, православно-церковный взгляд на иерархию по Св. Писанию и творениям св. отцов и учителей Церкви, а также по Соборным деяниям. Анализ этот, отличающийся основательностью, доведен, к сожалению, только до посланий Игнатия Богоносца, во время которого, по признанию англикан, определились формы христианского служения.

Другим явлением религиозной жизни запада, весьма интересовавшим Афанасия Ивановича, было старокатоличество. Свой общий взгляд на старокатоличество Афанасий Иванович высказал в 1893 г. в небольшой статье по поводу конгресса старокатоликов (см. Труды К.Д.А. 1893, 2). В этой статье Афанасий Иванович признает, что старокатолическое движение есть не что иное, как «возвращение к древле-вселенскому вероучению». В основе этого движения он видит, не искание каких-либо выгод, а любовь к истине. Соединение старокатоликов с православною Церковью Афанасий Иванович, признавал весьма желательным. «Это воссоединение, писал он, принадлежит к одному из заветнейших желаний наших. С искреннею радостью мы приветствуем составленную для наследования вопроса об отношении старокатолицизма к православной Церкви Комиссию из ученейших представителей нашей богословской науки и желаем ей полнейшего успеха в деле, ею намеченном». Но будучи сторонником единения со старокатоликами, Афанасий Иванович не принадлежал к числу таких людей, которые хотели бы достигнуть этого единения ценою всевозможных уступок. В рассматриваемой нами статье Афанасий Иванович писал: «Храня вселенскую истину, православная Церковь не может при принятии в свои недра новых членов поступать подобно римскому католицизму, т. е. соглашаться на разного рода аккомодации к их воззрениям и делать хотя бы и временные только уступки. Такие полумеры в принятии новых членов никакого добра в себе не заключают: напротив, они служат источником непоправимого зла; они указали бы только, что православная Церковь считает возможным спуститься с того пьедестала, стоя на котором она есть столп и утверждение истины; они показали бы ее верным чадам, что Церковь сама умаляет значение хранимой ею истины. Православная Церковь не может допустить ни шаткости, ни индифферентизма, а потому должна с крайнею осторожностью отнестись к старокатоликам. Двадцатилетнее существование старокатолицизма показало, что он в лице своих представителей склонен к индифферентизму или к лятитудинарианству; в массах же народа старокатолицизм есть не что иное, как то же самое римское католичество, из которого он выделился».

С целью более глубокого выяснения сущности старокатолицизма А.И. в 1898 г. начал исследование старокатолического богослужения, справедливо полагая, что общественное богослужение является наилучшим выражением самой потаенной стороны в жизни общества, — его верований и настроения. Названное исследование Афан. Ив. задумал по широкому плану: он намеревался изложить самое богослужение старокатоликов, затем выяснить на основании его догматические принципы старокатоличества и, наконец, сравнить старокатолическое богослужение с формулами древнего христианского богослужения. Но последняя часть плана А.И. не была осуществлена: в вышедшей в 1901 г. книге «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение» он ограничился только изложением старокатолического богослужения и сделал из него выводы относительно догматических основ его. Вывод получился тот, что «элементы чисто католические в богослужении старокатоличества выступают очень заметно, что, очищая верования запада от средневековых наростов на них и воплощая их в молитвенную форму, недостаточно решительно изглаждали эти наросты в богослужении». Старокатолическое богослужение, по мнению Афанасия Ивановича, должно претерпеть еще некоторые существенные дополнения и отчасти изменения, чтобы оно имело право называться старокатолическим в том смысле этого слова, которое придают ему сами старокатолики, т. е. древневселенским. Таким образом, исследованием старокатолического богослужения Афанасий Иванович обосновал тот взгляд на сущность старокатоличества и на отношение к нему со стороны православия, которые он проводил и в рассмотренной выше статье.

Наряду с западными исповеданиями интересовало Афанасия Ивановича и русское сектантство, как один из видов уклонения от православия. К изучению сектантства относятся брошюры Афанасия Ивановича: «О молоканстве» (Киев, 1891) и другая под заглавием «Когда нужно креститься» (Против перекрещенцев), Киев, 1893. Обе брошюры представляют сжатое, но обстоятельное и основательное изложение и опровержение сектантских заблуждений.

Кроме трудов, относящихся к области своих специальных занятий, Афанасий Иванович оставил не мало ученых рецензий, несколько слов и речей, а также работ общего богословского характера. Из числа последних упомянем брошюры: «Четырехсотлетие Новой истории» (Киев, 1893 г.); «Церковь и ее отношения к прогрессу» (Киев, 1903 г.); «О просвещении народов» (Киев, 1904 г.); «О свободе человека христианина» (Киев, 1905 г.). Все названные работы, без сомнения, представляют значительный интерес и по затронутым в них вопросам, и по содержащимся в них оригинальным и свежим мыслям.

Краткий очерк учено-литературной деятельности Афанасия Ивановича дополним характеристикой покойного профессора, как человека.

В бытность свою на школьной скамье Афанасий Иванович, по отзывам товарищей, пользовался любовью за свою простоту, общительность, готовность войти в товарищеские интересы и поделиться своими знаниями. Искренними симпатиями Афанасий Иванович пользовался и среди своих сослуживцев. Покойный профессор, может быть, не принадлежал к числу тех людей, которые с первого же взгляда, с первого слова останавливают на себе внимание: простой, не претенциозный, — Афанасий Иванович для многих, вероятно, мог пройти не замеченным. Но ближайшее знакомство с несомненностью показывало, что это был человек достойный большого уважения и симпатии. При частых беседах с Афанасием Ивановичем легко было убедиться в наличности у него одного чрезвычайно ценного для нашего мятущегося времени качества — именно в том, что почивший представлял собою типичную цельную натуру с законченным миросозерцанием. По всем важнейшим вопросам мысли и жизни у Афанасия Ивановича были определенные взгляды, и всякое новое явление он легко укладывал в рамки своего мировоззрения. Мировоззрение это было очень широко: Афанасий Иванович не был узким специалистом, ничего не видевшим кроме предмета своих непосредственных занятий; он очень много знал по разным областям науки и свои знания непрерывно пополнял, внимательно следя за иностранной и русской литературой. Основной чертой мировоззрения Афанасия Ивановича была его церковность. Афанасий Иванович был церковным человеком в настоящем лучшем смысле этого слова. Идея Церкви была центральной в его теоретических построениях. Практические вопросы церковной жизни также всегда живо его интересовали, и он считал своим долгом по мере сил содействовать осуществлению церковных задач. Несколько лет тому назад почивший принимал деятельное участие в происходивших под руководством покойного архиепископа Сергия собеседованиях со штундистами. Последние годы он был одним из ревностнейших деятелей Киевского Религиозно-Просветительного общества: здесь он вел чтения для народа, пел на клиросе, исполнял обязанности казначея и многое другое. Когда в Киеве несколько лет тому назад образовался кружок духовных и светских лиц, имевший целью обсуждение церковных вопросов и уяснение основ назревшей церковной реформы, Афанасий Иванович был одним из усерднейших членов этого кружка: он неопустительно посещал заседания кружка и принимал самое горячее участие в спорах. Что касается воззрений Афанасия Ивановича по церковным вопросам, то об этом можно сказать следующее: почивший профессор был очень далек от того поверхностного либерализма, который с легкостью все критикует и отрицает; но в то же время он был противником и того неумеренного консерватизма, который не умеет различать между вечным и временным, между буквой и духом и ведет к косности церковной жизни и церковных форм.

В товарищеском кругу Афанасий Иванович был простой человек, чуждый зависти, недоброжелательности и того мелочного самолюбия, которое столь часто является источником печальных недоразумений. В течение двадцатилетней службы в Академии у Афанасия Ивановича ни с кем не было не только столкновений, но и простой размолвки: всюду он был приятным гостем и собеседником. А как собеседник, кстати сказать, Афанасий Иванович был незаменим. Всем он интересовался, во всякий разговор легко входил, а главное, — твердо держась своего взгляда, был терпим к чужому мнению и никогда не выходил из себя, не смотря на самую резкую оппозицию...

Как наставник, Афанасий Иванович пользовался неизменной любовью студентов, ярким выражением которой являются помещаемые ниже речи.

Мир праху твоему и твоей доброй душе, дорогой товарищ!

Вл. Рыбинский

Примечания

Печатаются по: Булгаков, 1907.