Вернуться к А.К. Самари. Мастер и Воланд

Через два дня

Только Михаил вернулся домой, как за окном услышал голос госпожи Бирс. Он выглянул на улицу. Под окном стояли две старушки, в коричневой шляпе и черной вуали. Они говорили о политике.

— Я уже устала ждать, — жаловалась Бирс, — когда придут наши и прогонят коммунистов.

— Быстрей бы это случилось, хоть напоследок пожить бы в свободной России.

Такие опасные речи насторожили писателя, и он тихо предупредить соседку:

— Мадам Бирс, будьте осторожны, Вас могут подслушивать. У наших стен есть уши.

— Мне всё равно: без прежней России жизнь потеряла смысл.

— Поверьте мне, они не пощадят даже Ваш возраст.

Такие слова вразумили, и старушки сменили тему, заговорив о прежней жизни, словно с этой жизнью их уже давно ничего не связывало. А Михаил устроился за столом и начал писать вчерашний фельетон, пока на кухне жена с другими соседками на примусе жарили лук и картошку. Люси старалась со всеми женщина вести беседу, чтобы не возникало ссоры, порой из-за пустяка. Когда жена вернулась в комнату с кастрюлей, вместе стали ужинать, и Михаил рассказал о городских новостях. Затем за чашкой чая Люси попросила его прочитать новую главу романа, которую он сочинил за ночь. Она называлась «Погоня» — о том, как Бездомный гнался за Воландом и его свитой. После того как Воланд отправил редактора на казнь, поэту стало ясно, что это был Сатана, а значит, он может много бед принести народу, который ни о чем не догадывается. Как патриот Бездомный решил задержать Воланда и сдать его в милицию, таким образом спасти страну от Сталина, то есть от дьявола. Однако тот с дружками словно растворились среди людей, домов и коммуналок. В конце концов погоня привела поэта к Москве-реке. И тут поэту стало ясно: дьявол скрылся на другой стороне. Тогда он переплыл холодную реку и оказался у ворот. Он стал стучаться, но два охранника остановили его.

— Ты хотел сказать, что Воланд живет за Москвой-рекой, но ведь там Кремль, там живет Сталин.

Писатель был озадачен, так как допустил прямой намек. И всё-таки он не хотел сознаваться и объяснил ей так:

— Ты опять про Сталина, это же Сатана, он просто укрылся за кремлевской стеной, но там не живет.

— Но у меня сложилось впечатление, что Воланд со свитой там живет.

— Если так, то это место я изменю. Скажем, поэт поплыл по реке, но вернулся из-за холодной воды.

— Так будет лучше.

— А зачем Бездомный нацепил на грудь старую иконку? — спросила и сама же ответила: — Икона — это символ веры, то есть пролетарский поэт снова стал верующим человеком, когда узнал Истину.

— Да, именно так, это против Сатаны. Победить зло может только добро, а добрые идеи, которые стали этикой цивилизованного мира, нам заповедовал философ Иисус. В иконе «Образ Божьего Милосердия». Без него Россия погибнет, так как мораль коммунистов идет против природы человека. Пока не знаю, о чем дальше писать, как будет развиваться сюжет, буду думать, не знаю, когда придет новое озарение.

— Хоть смутно, но замысел твой ясен. Ну, что ж, будем ждать. А пока чем займешься?

— Я должен закончить «Белую гвардию» и предложить театру. Говорят, так легче пробиться к читателям.