Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Дом правительства

Улица Серафимовича, дом 2. 1930-е гг. Архитектура уникального жилого комплекса на 505 квартир была спроектирована в стиле позднего конструктивизма по проекту Б.М. Иофана. Была построена целая система обслуживания: спортзал, кинотеатр, магазин-распределитель, ясли, солярий, библиотека, столовая и пр.

Улица Серафимовича, дом 2. 2016 г. Квартиры в Доме правительства были служебными, и многие из них не раз сменили жильцов, зачастую не по их собственной воле. Их непростой судьбе посвящен мемориальный музей, разместившийся в квартире № 1

Дом правительства (более известный как «Дом на набережной» после выхода в свет одноименного романа Юрия Трифонова) строился в 1927—1931 годах для членов правительства. В доме жили крупные партийные чиновники, военные, а также деятели культуры и искусства (Иосиф Сталин, Георгий Жуков, Демьян Бедный, Михаил Кольцов и многие другие).

В романе «Мастер и Маргарита» в доме у Каменного моста проживал председатель акустической комиссии московских театров Аркадий Аполлонович Семплеяров. Среди возможных прототипов Семплеярова булгаковеды называют наркома просвещения Анатолия Луначарского и Авеля Сафроновича Енукидзе, секретаря президиума ЦИК СССР, председателя Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами.

После обеда в пятницу в квартире его, помещающейся в доме у Каменного моста, раздался звонок, и мужской голос попросил к телефону Аркадия Аполлоновича. Подошедшая к телефону супруга Аркадия Аполлоновича ответила мрачно, что Аркадий Аполлонович нездоров, лег почивать, и подойти к аппарату не может. Однако Аркадию Аполлоновичу подойти к аппарату все-таки пришлось. На вопрос о том, откуда спрашивают Аркадия Аполлоновича, голос в телефоне очень коротко ответил откуда.

— Сию секунду... сейчас... сию минуту... — пролепетала обычно очень надменная супруга председателя акустической комиссии и как стрела полетела в спальню подымать Аркадия Аполлоновича с ложа, на котором тот лежал, испытывая адские терзания при воспоминании о вчерашнем сеансе и ночном скандале, сопровождавшем изгнание из квартиры саратовской его племянницы.

Правда, не через секунду, но даже и не через минуту, а через четверть минуты Аркадий Аполлонович в одной туфле на левой ноге, в одном белье, уже был у аппарата, лепеча в него:

— Да, это я... Слушаю, слушаю...

Супруга его, на эти мгновения забывшая все омерзительные преступления против верности, в которых несчастный Аркадий Аполлонович был уличен, с испуганным лицом высовывалась в дверь коридора, тыкала туфлей в воздух и шептала:

— Туфлю надень, туфлю... Ноги простудишь, — на что Аркадий Аполлонович, отмахиваясь от жены босой ногой и делая ей зверские глаза, бормотал в телефон: — Да, да, да, как же, я понимаю... Сейчас выезжаю.

«Мастер и Маргарита», глава 27