Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Дом писателей, прототип Драмлита

Лаврушинский переулок, дом 17. 1930-е гг. В 1930-х годах участок под строительство высотного здания на месте снесенных флигелей и малоэтажных строений был передан жилищному кооперативу «Советский писатель». Первая очередь дома была сдана в 1937 году (архитектор И.Н. Николаев)

Лаврушинский переулок, дом 17, стр. 2. 2016 г. Во дворе Дома писателей сохранились каменные палаты, которые были построены служивым дворянином Семеном Титовым в 1660-х годах

В разное время в Доме писателей в Лаврушинском переулке жили Илья Ильф, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Борис Пастернак, Константин Паустовский, Евгений Петров, Михаил Пришвин и многие другие. В 1937 году Булгаков подал заявление на четырехкомнатную квартиру в этом доме, так как трехкомнатная квартира в Нащокинском переулке его не устраивала в первую очередь из-за тесноты, «чудовищной» слышимости между этажами и плохого качества постройки (на строительстве много воровали). Заявление у Булгакова взяли и через два года проволочек вынесли решение — в квартире отказать. Писатель остался жить в Нащокинском переулке.

...пошли в Лаврушинский подавать заявление о квартире. Председатель правления Бобунов, который раньше бегал от нас, встретил, как родных. Тут же показал список, в котором была фамилия Булгакова, говорил, что, конечно, мы имеем право на квартиру в Лаврушинском. Вообще, говорил очень много, но из-за невероятной дикции — непонятно. Принял заявление.

Может быть, и выйдет что-нибудь. Но откуда мы возьмем деньги, если дадут квартиру?

Из дневника Е.С. Шиловской, 28 мая 1937 года

Лаврушинский переулок, дом 17. 1930-е гг.

Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами. Все окна были открыты, и всюду слышалась в окнах радиомузыка. <...>

В конце его (переулка. — Ред.) ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита».

Маргарита щурилась на надпись, соображая, что бы могло означать слово «Драмлит». Взяв щетку под мышку, Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную громадную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов. Венчающая список надпись «Дом драматурга и литератора» заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль. Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский...

— Латунский! — завизжала Маргарита. — Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил мастера.

«Мастер и Маргарита», глава 21

Большой Николопесковский переулок. 2016 г. Сейчас это конец Большого Николопесковского переулка. Раньше он выходил на Собачью площадку, на месте которой сейчас проходит Новый Арбат. В центре фотографии — Театральный институт им. Б. Щукина

В романе «Мастер и Маргарита» Дом писателей в Лаврушинском переулке стал прототипом Драмлита. Булгаков перенес этот дом в Большой Николопесковский переулок и отдал на растерзание разъяренной Маргарите.

В доме шла паника. Целые еще стекла распахивались, в них появлялись головы людей и тотчас же прятались, открытые же окна, наоборот, закрывались. В противоположных домах в окнах на освещенном фоне возникали темные силуэты людей, старавшихся понять, почему без всякой причины лопаются стекла в новом здании Драмлита.

«Мастер и Маргарита», глава 21