Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Редакция журнала «Безбожник»

Столешников переулок, дом 3. 1950-е гг. Редакция журнала «Безбожник» располагалась в доме № 3 по Столешникову переулку

Столешников переулок. 2017 г. Дом, где была редакция журнала «Безбожник», не сохранился

Журнал «Безбожник», издававшийся с 1923 по 1941 год, был самым известным антирелигиозным журналом (наряду с изданиями «Антирелигиозник», «Атеист», «Воинствующий атеизм» и другими). Из дневника Булгакова следует, что он заходил в редакцию журнала 5 января 1925 года, чтобы приобрести несколько номеров.

В рамках антирелигиозной политики в 1920-е годы в СССР изымались церковные ценности, вводились «комсомольские» Рождество и Пасха. Антирелигиозный уклон чувствовался и в литературе, в частности, в стихотворениях Владимира Маяковского, Юрия Олеши и Демьяна Бедного. За «литературным богоборчеством» последнего Булгаков активно следил (в архиве писателя сохранились газетные вырезки) — это, по мысли булгаковедов, повлияло на замысел «закатного романа». Посетив редакцию «Безбожника», Булгаков оставил запись в дневнике: «Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера "Безбожника", был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее: ее можно доказать документально — Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены». В романе «Мастер и Маргарита» по заказу председателя МАССОЛИТа Михаила Берлиоза поэт Бездомный сочинил антирелигиозную поэму, в которой Иисус получился «совершенно живой», что вызвало недовольство редактора и последующий разговор на Патриарших прудах. В черновиках романа (1928—1929 годов) Берлиоз заведовал журналом «Богоборец», а буфетчик после встречи с Воландом отправился в храм, но обнаружил там аукционный зал. В другой редакции (1934 года) среди обитателей литераторского ресторана упоминался Богохульский. В сотрудничестве с «Безбожником» признавался и Пончик-Непобеда, герой булгаковской пьесы «Адам и Ева»: «Господи! (Крестится.) Прости меня за то, что я сотрудничал в "Безбожнике". Прости, дорогой Господи! Перед людьми я мог бы отпереться, так как подписывался псевдонимом, но тебе не совру — это был именно я! Я сотрудничал в "Безбожнике" по легкомыслию. Скажу тебе одному, Господи, что я верующий человек до мозга костей и ненавижу коммунизм».

Сегодня специально ходил в редакцию «Безбожника». <...> Был с М.С. [вероятно, с Митей Стоновым. — Сост.], и он очаровал меня с первых же шагов. — Что, вам стекла не бьют? — спросил он у первой же барышни, сидящей за столом.

— То есть, как это? (растерянно). Нет, не бьют (зловеще).

— Жаль.

Хотел поцеловать его в его еврейский нос. <...>

Тираж, оказывается, 70 000 и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь, входит, приходит; маленькая сцена, какие-то занавесы, декорации... На столе, на сцене, лежит какая-то священная книга, возможно, Библия, над ней склонились какие-то две головы.

— Как в синагоге, — сказал М., выходя со мной.

Из дневника М.А. Булгакова, 5 января 1925 г.